Страницы

Аттестация




Рекомендации 
по проведению открытого мероприятия в рамках аттестации

Аттестация – это оценка профессионального уровня специалиста психологической службы, демонстрация лучших его профессиональных умений, а также процесс подготовки, проведения и определения соответствия уровня профессиональной компетентности. 

При прохождении аттестации необходимо руководствоваться следующими документами: 
  • «Временный порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (приказ МОН ДНР 20.07.2015 №330 с изменениями 23.03.2016 пр. № 249, 09.08.2016 пр. №830); 
  • «Информационно-методические рекомендации по сопровождению процесса аттестации, оценке деятельности специалистов психологической службы системы образования и психолого медико-педагогической консультаций (письмо МОН ДНР №6309 от 21.12.2016 г.); 
  • «Об инструктивно-методических материалах по процедуре поэтапного рассмотрения и апробации материалов методической разработки педагогических работников при рассмотрении вопроса о присвоении педагогических званий» (письмо МОН ДНР №1867/21-21 от 23.05.2017 г.) 
В соответствии с регламентом работы членов экспертных групп «изучение деятельности аттестуемых работников, претендующих на установление квалификационной категории, предусматривает помимо анализа достижений, результатов профессиональной деятельности, учебно-методических материалов аттестуемого работника и собеседования по результатам его профессиональной деятельности в межаттестационный период проведение открытого урока/занятия». 

Открытое мероприятие/занятие/урок аттестуемого специалиста ПС, как и любого педагога – это форма обобщения и демонстрации своего профессионального опыта. 

Межаттестационный период длится 5 лет. И согласно индивидуальному плану саморазвития (на усмотрение форму разрабатывает образовательная организация) специалист дает открытые мероприятия (количество открытых мероприятий определяет образовательная организация). Не рекомендуется проводить несколько открытых мероприятий в год прохождения аттестации во избежание психологической нагрузки на специалиста. 

Выбор темы занятия аттестуемый осуществляет самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать свое профессиональное мастерство. 

Специалист может выбрать любую форму открытого занятия: 
  • с обучающимися: тренинг, занятие с элементами тренинга, диспут, дискуссия, деловая игра, психологический КВН и т.п.; 
  • с педагогическим коллективом: проблемный семинар, круглый стол, методический мост, тренинг, занятия с элементами тренинга и т.п.; 
  • с родителями: родительский клуб, круглый стол, занятия с элементами тренинга, детско-родительский тренинг и т.п.; 
  • с участниками профессионального сообщества: мастер-класс, семинар-практикум, тренинг, занятие с элементами тренинга и т.п.
На открытое мероприятие аттестуемый специалист может пригласить компетентных специалистов по рассматриваемой теме в роли выступающих, но при этом должен учитывать,
что максимальная доля активного участия отводится именно ему. 

При подготовке к открытому занятию аттестуемый должен использовать современную информацию, подобрать материалы из научной и методической литературы, периодических
изданий, использовать результаты посещения методических мероприятий: 
семинаров, мастер-классов, тренингов и т.п. 

Материально-техническое оснащение занятия рекомендуется продумать и подготовить заранее. 

На открытое мероприятие приглашаются члены экспертной группы и аттестационной комиссии, администрация, представители предметно-цикловой комиссии члены педагогического коллектива. Желательно для приглашенных подготовить раздаточный материал с описанием мероприятия, в котором указать название, цели, задачи, ход мероприятия. Такая разработка, во-первых, поможет гостям точнее ориентироваться и анализировать мероприятие, а, во-вторых, указывает на уровень организации и подготовки предстоящего мероприятия. 

Аттестуемый обязан предупредить детей об открытом занятии, рассказать о его цели и о присутствии гостей. Дети должны понимать, что открытое занятие – не проверка и не испытание, и тогда они будут вести себя естественно. Следует напомнить им об опозданиях, вежливости с гостями и друг с другом, обратить внимание на внешний вид и настроить ребят на активную работу. 

Перед началом проведения мероприятия аттестуемый должен сообщить собравшимся следующую информацию: 
  • сведения о себе: ФИО, должность, образование и квалификация по диплому, стажработы в занимаемой должности, квалификационная категория и на какую претендует; 
  • сведения об участниках мероприятия: воспитанники/учащиеся/студенты, педагоги, родители (количественный состав, возрастные особенности детей, уровень их обученности и прочее); 
  •  представить присутствующих и гостей; 
  • тип занятия, его продолжительность, тема, цель и задачи занятия, используемые средства, методы, приемы и психолого-педагогически технологии. 
Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятий (если это не предусмотрено ходом занятия), не выражать в присутствии участников своего отношения к работе аттестуемого. 

После завершения мероприятия заслушивается самоанализ проводившего его специалиста, который должен содержать комментарии о степени достижения поставленных задач, причины отклонения от плана, активность/включенность участников и наметить  дальнейшие перспективы. 

После самоанализа проходит коллегиальное обсуждение открытого мероприятия, на котором каждый присутствующий высказывает свое мнение о проведенном мероприятии и  задают уточняющие вопросы по существу проведенного мероприятия. 

Примерные критерии анализа занятия: 
  • достижение поставленной цели; 
  • соответствие заявленной цели и темы содержанию мероприятия; 
  • научная обоснованность содержания занятия;
  •  учет возрастных особенностей участников мероприятия; 
  • методическая насыщенность различных видов работ; 
  • целесообразность и уместность используемых методик/упражнений; 
  • коммуникативная компетентность; 
  • уровень общей культуры; 
  • умение ориентироваться во времени и выдерживать/соблюдать временные границы; 
  • оценка и самооценка аттестуемым собственного занятия. 
Типичные ошибки при подготовке и проведении открытого занятия и их последствия: 
  • некорректные формулировки целей и задач мероприятия, отсутствие единой методической цели – поставленные цели и задачи заведомо недостижимы или содержание/наполнение мероприятия не соответствуют поставленным целям; 
  • перенасыщенность методическими приемами – снижение усвоения материала участниками и повышение тревожности аттестуемого по типу «надо все успеть»; 
  • отсутствие логических связей между элементами занятия и отдельными упражнениями – нарушение его целостности; 
  • демонстрация тех или иных (возможно, инновационных, оригинальных, игровых) психологических/педагогических действий без обоснования их выбора, основываясь только на том, что это «ново и модно» – снижение эффективности обучения участников; 
  • заранее отрепетированное открытое занятие с классом/группой – если обучающиеся заранее знают, все что будет на занятии, то интереса к познанию у них не будет; 
  • отсутствие взаимодействия/сотрудничества между аттестуемым и участниками занятия – снижение внимания и мотивации участников, и соответственно эффективности мероприятия; 
  • непропорциональное распределение активности аттестуемого в процессе проведения мероприятия: слишком слабая активность аттестуемого либо преобладание его деятельности – снижение уровня самостоятельного достижения результатов самими участниками; 
  • чрезмерное волнение, которое проявляется в дрожании в голосе, ошибками в построении предложений, сбивчивом объяснении. 
В процессе открытого мероприятия бывают непредвиденные ситуации: сбой техники, низкая активность участников, проблемы с дисциплиной, т.д. – аттестуемый должен быть готов к различным форс-мажорам и действовать самым привычным образом, как на обычном занятии. И это не следует расценивать как недостаток, упущение, ошибку, так как способность к импровизации – один из показателей его мастерства и опыта. 

И нельзя забывать, что уровень саморазвития, позитивный настрой, степень сформированности процессов саморегуляции и уверенность в выбранной профессиональной деятельности являются главными составляющими успеха.

Комментариев нет:

Отправить комментарий