Все чаще можно услышать, как люди жалуются на депрессию, подавленные состояния сознания. Действительно ли это так? На самом ли деле депрессия настолько распространена, что стала болезнью людей 21-го века? Давайте разберем, что же это такое – депрессия. Какой она бывает и действительно ли затрагивает настолько большую часть общества.
Симптоматика:
Во время депрессии наблюдается стойкое снижение настроения и интеллектуальной активности; уменьшается двигательная деятельность и потребность в физической активности, наблюдается спад витальных потребностей (еда, секс), оценка себя и окружающей действительности приобретает пессиместический характер, проявляются сомато-неврологические расстройства.
В настоящее время, депрессию принято делить на эндогенную, психогенную и органическую (т.е. получившую свое развитие не в следствии деменции, а в случае повреждений).
Эндогенная депрессия включает в себя компонент под общим названием – «витальность» (от лат. – vita, жизненная сила) Подавленное состояние витальности выражается в беспричинной тоске, в ощущении тотального неблагополучия. Начало психогенной депрессии совпадает с моментом получения травмы. Дальнейшее протекание заболевания представляет собой постоянное отражение этой травмы в структуре переживания в повседневной деятельности. Выздоровление в этом случае происходит по мере дезактуализации полученной травмы.
Так же депрессию разделяют по типу течения: монополярная (настроение не претерпевает радикальных изменений и находится на общем низком уровне) и биполярная (смешанные состояния). А так же - по степени тяжести: психотическая и невротическая (связанная с событием).
Существует множество теорий о возникновении депрессий. Одни теории исходят из принципа нейропластичности (способности нейронов и нейронных сетей изменять связи и поведение в ответ на новую информацию и сенсорное стимулирование извне).
Согласно психодинамическому подходу – бессознательно скорбящие люди регрессируют в оральную стадию. В этом периоде они находились в полном симбиозе с родителями, а затем, идентифицируясь с человеком, которого они потеряли, символически вновь обретают его. Однако отождествляясь с объектом потери (любви), человек так же теряет и часть себя. В этом случае вся работа акцентируется на работу с зависимостями и утратами.
Согласно теории научения – депрессия рассматривается как утрата адаптивных форм поведения. Адаптивное поведение заменяется на жалобы, плач и раздражительность. Иначе говоря, исчезает способность адаптации к внешним условиям, на место которой приходит попытка требовать, чтобы именно внешние условия адаптировались к устоявшимся внутренним. В теории Селигмана – депрессию вызывает беспомощность, но беспомощными кажутся не сами обстоятельства, а невозможность их контролировать.
Если не могу контролировать мир, то не могу в нем жить.
В этом случае необходимо работать в экзистенциальном подходе, т.е. затрагивая темы, связанные со страхом смерти и смыслом жизни.
Когнитивная модель депрессии Бека содержит 3 специфических понятия:
-👉 Когнитивная триада: негативное отношение человека к собственной персоне, собственному текущему опыту, собственному будущему.
- 👉Наличие ригидных схем, правил и допущений.
-👉 Когнитивные ошибки: «Все или ничего», драматизация, дискредитация всех позитивных моментов, эмоциональная аргументация, навешивание ярлыков, преувеличение или преуменьшение, чтение мыслей (обощение), перфекционизм.
В этом подходе рекомендуется четко планировать свою неделю, день, и выполнять намеченные планы согласно ранее составленному списку.
Согласно современным представлениям, в депрессии пребывают и те люди, что имеют склонность к суициду, хотя последние могут и отрицать факт наличия у них подобных состояний. Часто у настроенных на самоубийство людей есть своеобразные предписания или требования - «Если ты не изменишься, я убью себя», «Я убью себя и ты пожалеешь об этом», «Я докажу вам, даже если меня это убьет» и прочие. В этих случаях работа выстраивается вокруг нового убеждения – разрешения себе жить и принятие себя таким какой он есть, научение безусловной любви, без условий – «будь таким, или...»
Психологические модели депрессивных состояний
Депрессия как результат дезадаптивного мышления
Проблематика: Мышление содержит базисные убеждения в своей ненужности, имеется оценка себя как неудачника, обделенного, одинокого и непонятого.
Решение: Помощь заключается в переключении восприятия клиента, в научении думать о своих успехах и хороших качествах, а не концентрироваться на потенциально плохих. Работа может строиться на методах когнитивной терапии.
Депрессия как результат от отказа от внутреннего ребенка
Проблематика: Проявление радостных чувств характерно для восприятия ребенка. При отрицании ребенка в себе, отрицается и чувство радости. Имеет корни в родительском предписании «Не будь ребенком, веди себя серьезно».
Решение: Помощь заключается в обучении клиента получать удовольствие от жизни, заботиться о своем внутреннем ребенке. У ребенка имеется потребность в счастье и ему нужно получить разрешение на это.
Депрессия как результат комплекса неполноценности
Проблематика: Симптомы (в частности и депрессия) создаются клиентом для оправдания своей неполноценности, если он не может достичь нормальной компенсации своего комплекса неполноценности в результате отказа от чувства любви ради власти (в широком смысле слово)
Решение: Помощь заключается в отказе от власти и чувства неполноценности в пользу любви и других кооперативных чувств.
Депрессия как результат психологической травмы
Проблематика: Травматические переживания преследуют человека, жизнь ощущается полной зла, боли и безысходности
Решение: Помощь может быть оказана в рамках любого психологического направления при использовании действенного метода в данном направлении.
Депрессия как следствие суицидальных намерений
Проблематика: В результате предписаний полученных в детстве - «лучше бы ты не рождался», «зря мы тебя родили», «ты только мешаешь» - формируется убеждение в своей ненужности и лишности в этом мире.
Решение: Помощь заключается в работе с ограничивающими деструктивными убеждениями и разрешении себе жить.
Депрессия как результат чувства вины
Проблематика: Человек угнетает себя чувством вины до такой степени, что испытывает тягу к самоубийству, причем часто вина надумана и не имеет под собой реальных оснований. Более того, человек (общество, группа), в отношении к которому данная вина испытывается – зачастую испытывает схожие ощущения.
Решение: Помощь заключается в предложении человеку возместить свою вину путем служения другим людям, предлагается «расплатиться» за свою реальную или воображаемую вину (аналог покаяния и искупления в религиозных практиках)
Автор: психолог, Монин Павел Александрович.
Комментариев нет:
Отправить комментарий