Рекомендации
по проведению открытого мероприятия в рамках аттестации
Аттестация – это оценка профессионального уровня специалиста психологической службы, демонстрация лучших его профессиональных умений, а также процесс подготовки, проведения и определения соответствия уровня профессиональной компетентности.
При прохождении аттестации необходимо руководствоваться следующими документами:
- «Временный порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (приказ МОН ДНР 20.07.2015 №330 с изменениями 23.03.2016 пр. № 249, 09.08.2016 пр. №830);
- «Информационно-методические рекомендации по сопровождению процесса аттестации, оценке деятельности специалистов психологической службы системы образования и психолого медико-педагогической консультаций (письмо МОН ДНР №6309 от 21.12.2016 г.);
- «Об инструктивно-методических материалах по процедуре поэтапного рассмотрения и апробации материалов методической разработки педагогических работников при рассмотрении вопроса о присвоении педагогических званий» (письмо МОН ДНР №1867/21-21 от 23.05.2017 г.)
В соответствии с регламентом работы членов экспертных групп «изучение деятельности аттестуемых работников, претендующих на установление квалификационной категории, предусматривает помимо анализа достижений, результатов профессиональной деятельности, учебно-методических материалов аттестуемого работника и собеседования по результатам его профессиональной деятельности в межаттестационный период проведение открытого урока/занятия».
Открытое мероприятие/занятие/урок аттестуемого специалиста ПС, как и любого педагога – это форма обобщения и демонстрации своего профессионального опыта.
Межаттестационный период длится 5 лет. И согласно индивидуальному плану саморазвития (на усмотрение форму разрабатывает образовательная организация) специалист дает открытые мероприятия (количество открытых мероприятий определяет образовательная организация). Не рекомендуется проводить несколько открытых мероприятий в год прохождения аттестации во избежание психологической нагрузки на специалиста.
Выбор темы занятия аттестуемый осуществляет самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать свое профессиональное мастерство.
Специалист может выбрать любую форму открытого занятия:
- с обучающимися: тренинг, занятие с элементами тренинга, диспут, дискуссия, деловая игра, психологический КВН и т.п.;
- с педагогическим коллективом: проблемный семинар, круглый стол, методический мост, тренинг, занятия с элементами тренинга и т.п.;
- с родителями: родительский клуб, круглый стол, занятия с элементами тренинга, детско-родительский тренинг и т.п.;
- с участниками профессионального сообщества: мастер-класс, семинар-практикум, тренинг, занятие с элементами тренинга и т.п.
На открытое мероприятие аттестуемый специалист может пригласить компетентных специалистов по рассматриваемой теме в роли выступающих, но при этом должен учитывать,
что максимальная доля активного участия отводится именно ему.
При подготовке к открытому занятию аттестуемый должен использовать современную информацию, подобрать материалы из научной и методической литературы, периодических
изданий, использовать результаты посещения методических мероприятий:
семинаров, мастер-классов, тренингов и т.п.
Материально-техническое оснащение занятия рекомендуется продумать и подготовить заранее.
На открытое мероприятие приглашаются члены экспертной группы и аттестационной комиссии, администрация, представители предметно-цикловой комиссии члены педагогического коллектива. Желательно для приглашенных подготовить раздаточный материал с описанием мероприятия, в котором указать название, цели, задачи, ход мероприятия. Такая разработка, во-первых, поможет гостям точнее ориентироваться и анализировать мероприятие, а, во-вторых, указывает на уровень организации и подготовки предстоящего мероприятия.
Аттестуемый обязан предупредить детей об открытом занятии, рассказать о его цели и о присутствии гостей. Дети должны понимать, что открытое занятие – не проверка и не испытание, и тогда они будут вести себя естественно. Следует напомнить им об опозданиях, вежливости с гостями и друг с другом, обратить внимание на внешний вид и настроить ребят на активную работу.
Перед началом проведения мероприятия аттестуемый должен сообщить собравшимся следующую информацию:
- сведения о себе: ФИО, должность, образование и квалификация по диплому, стажработы в занимаемой должности, квалификационная категория и на какую претендует;
- сведения об участниках мероприятия: воспитанники/учащиеся/студенты, педагоги, родители (количественный состав, возрастные особенности детей, уровень их обученности и прочее);
- представить присутствующих и гостей;
- тип занятия, его продолжительность, тема, цель и задачи занятия, используемые средства, методы, приемы и психолого-педагогически технологии.
Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятий (если это не предусмотрено ходом занятия), не выражать в присутствии участников своего отношения к работе аттестуемого.
После завершения мероприятия заслушивается самоанализ проводившего его специалиста, который должен содержать комментарии о степени достижения поставленных задач, причины отклонения от плана, активность/включенность участников и наметить дальнейшие перспективы.
После самоанализа проходит коллегиальное обсуждение открытого мероприятия, на котором каждый присутствующий высказывает свое мнение о проведенном мероприятии и задают уточняющие вопросы по существу проведенного мероприятия.
Примерные критерии анализа занятия:
- достижение поставленной цели;
- соответствие заявленной цели и темы содержанию мероприятия;
- научная обоснованность содержания занятия;
- учет возрастных особенностей участников мероприятия;
- методическая насыщенность различных видов работ;
- целесообразность и уместность используемых методик/упражнений;
- коммуникативная компетентность;
- уровень общей культуры;
- умение ориентироваться во времени и выдерживать/соблюдать временные границы;
- оценка и самооценка аттестуемым собственного занятия.
Типичные ошибки при подготовке и проведении открытого занятия и их последствия:
- некорректные формулировки целей и задач мероприятия, отсутствие единой методической цели – поставленные цели и задачи заведомо недостижимы или содержание/наполнение мероприятия не соответствуют поставленным целям;
- перенасыщенность методическими приемами – снижение усвоения материала участниками и повышение тревожности аттестуемого по типу «надо все успеть»;
- отсутствие логических связей между элементами занятия и отдельными упражнениями – нарушение его целостности;
- демонстрация тех или иных (возможно, инновационных, оригинальных, игровых) психологических/педагогических действий без обоснования их выбора, основываясь только на том, что это «ново и модно» – снижение эффективности обучения участников;
- заранее отрепетированное открытое занятие с классом/группой – если обучающиеся заранее знают, все что будет на занятии, то интереса к познанию у них не будет;
- отсутствие взаимодействия/сотрудничества между аттестуемым и участниками занятия – снижение внимания и мотивации участников, и соответственно эффективности мероприятия;
- непропорциональное распределение активности аттестуемого в процессе проведения мероприятия: слишком слабая активность аттестуемого либо преобладание его деятельности – снижение уровня самостоятельного достижения результатов самими участниками;
- чрезмерное волнение, которое проявляется в дрожании в голосе, ошибками в построении предложений, сбивчивом объяснении.
В процессе открытого мероприятия бывают непредвиденные ситуации: сбой техники, низкая активность участников, проблемы с дисциплиной, т.д. – аттестуемый должен быть готов к различным форс-мажорам и действовать самым привычным образом, как на обычном занятии. И это не следует расценивать как недостаток, упущение, ошибку, так как способность к импровизации – один из показателей его мастерства и опыта.
И нельзя забывать, что уровень саморазвития, позитивный настрой, степень сформированности процессов саморегуляции и уверенность в выбранной профессиональной деятельности являются главными составляющими успеха.
Комментариев нет:
Отправить комментарий