11 августа 2017 г.

Взаимодействие семьи и школы в процессе профилактики девиантного поведения подростков


Семья - это первый устойчивый коллектив или группа в жизни каждого человека. Она является нашей первой и самой главной школой жизни. За внешним поведением, установками, реакциями подростка видны его родители, братья и сестры, связывающие их семейные отношения. Взаимодействие детей с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.

В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействие между родителями и детьми, возникает социальные стереотипы, определенные установки. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Семья - это первая ступенька социализации и самосознания личности. Поэтому изучение семей подростков является важной составляющей в профилактике девиантного (отклоняющегося) поведения, семья может быть и первым помощником, если ребенок попал в беду.
Профилактика девиантного поведения подростков обращает внимание на неблагополучные семьи, где может быть жестокость и аморальное поведение родителей, материально-жилищная необеспеченность, отсутствие одного из родителей, их болезнь, безработица, алкоголизм, наркомания, инвалидность и т.д. Такие семьи нуждаются в особом внимании, поддержке, помощи и со стороны общеобразовательной школы.
Работа с семьей на современном этапе усложнилась и требует новых форм и методов, новых подходов.
Воспитательная функция семьи серьезно нарушена, она задавлена проблемой выживания, поиском средств существования. Значимость семьи пошатнулась.
Сейчас особое место занимает задача укрепления и развития семьи, как важнейшей среды формирования и воспитания личности. 
Значение семьи для ребенка трудно переоценить. Во-первых, весьма велика зависимость подростка от семьи. В семье удовлетворяется значительная часть его потребностей, в том числе и материально-бытовые, и (что особенно важно в подростковом возрасте) потребности в эмоциональной поддержке, любви и симпатии. Если эти потребности не удовлетворяются в семье, то это, порождает скрытую или явную семейную неудовлетворенность, нервно-психическое напряжение, тревогу, раздражительность, агрессивность. Во-вторых, велика роль семьи в осуществлении социального контроля за поведением подростка, в этом возрасте ряд психологических механизмов, необходимых для самостоятельного поведения в качестве взрослого члена общества, находится в стадии формирования. Неспособность семьи выполнять функцию контроля по отношению к подростку ведет как к нарушениям его поведения, так и к нарушениям в развитии личности. В-третьих, подросток" вступает в этап интенсивного овладения социальными ролями взрослого человека, круг его общения быстро расширяется, увеличивается связь с неформальными группами, различными социальными институтами. Все это происходит в условиях физиологических, психологических и социальных перемен в организме подростка. Поэтому в этот период он остро нуждается в направляющей и консультирующей помощи семьи: объяснении, информировании, помощи, содействии в формировании оценки разных сторон жизни. Неспособность семьи справиться с этой задачей ставит подростка в весьма трудное и уязвимое положение, обусловливая его дезориентацию в социальной действительности, обезоруживая его перед лицом различных жизненных трудностей. 
Одной из ведущих форм профилактической работы является организация совместной деятельности обучающихся, учителей и родителей. Школа, как мощный институт социализации, должна стать центром и правовой культуры подростков. Сотрудничество школы с семьей, изучение семьи, необходимо потому, что личность матери и личность отца, их характер, темперамент, индивидуальные особенности, качество их супружеских взаимоотношений, повседневное поведение в быту, уровень их нравственности, являются решающим фактором воспитания подростков.
Развитие личности подростка зависит от окружающею социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники и сам подросток. Соотношение равнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в обозначенном пространстве во многом определяет возможные варианты формирования личности. Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности. Социально-педагогическое взаимодействие семьи и школы по предупреждению и преодолению последствий отклонений в поведении, конфликтных ситуаций с подростками девиантного поведения должно представлять координацию профессиональных усилий педагогов для обеспечения эффективности работы в данном направлении.
Значительная часть подростков девиантного поведения, состоящих на учете, воспитывается в так называемых функционально несостоятельных семьях, которые не справляются с задачами воспитания, несмотря на то, что имеют для этого все необходимые объективные условия.
Причины трудновоспитуемости подростков часто кроются в педагогической несостоятельности родителей, в характере эмоциональных отношений детей и родителей, в неумении супругов создать благоприятную семейную атмосферу, способствующую хорошему воспитанию детей и подростков.
В связи с этим такие семьи нуждаются в социально-психологическом сопровождении, помогающем разрешать семейные конфликты и коррекцию семейных отношений.
При разработке программы профилактики девиантного поведения подростков необходимо учитывать специфику и причины правонарушений, преступности и отклонений в поведения подростков, формы и методы работы по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения в условиях школы и семьи.
Отношения взаимного доверия и уважения разрушают негативные и асоциальные установки у девиантных подростков. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны людям и всему обществу. Следует отметить, что в воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он честным и порядочным, добрым и отзывчивым, будет ли он сопереживать другим людям.
Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская любовь - любовь не на словах, а наделе. Если родители формируют в детях (с помощью собственного примера) доброжелательное, сердечное, мягкое отношение к людям, го ребенок растет психически и нравственно здоровым, прилежным поведением, дисциплинированным, добрым и отзывчивым. 
Лучшими признаются те семьи, в которых сохранены связи между разными поколениями, развивается творческий потенциал детей и взрослых, создаются условия для совместных занятий по прикладному искусству, физической культуре и спорту, а также для духовно-нравственного развития, привлечения подростков к труду и т.д.

Самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

Основные направления работы с семьей с целью профилактики 
девиантного поведения несовершеннолетних
Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении детей и подростков.

Типы семейных отношений
Задачи работы с родителями:
- осуществление информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании;
- осуществление диагностической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом;
- осуществление комплексной коррекционной работы с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании.

Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании.
Информационно-просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Формами такой работы могут быть лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (психологов, медиков, юристов и др.).

Диагностическая работа с родителями. Целью здесь является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье.
Диагностическая работа с родителями должна осуществляться с учетом следующих принципов:
- полученная в результате диагностики информация должна интерпретироваться квалифицированными специалистами;
- полученная информация должна сохраняться в тайне от лиц, не участвующих в диагностическом процессе;
- сообщение результатов диагностики должно проводиться индивидуально с учетом этических норм психодиагностического обследования.
Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики осуществляется индивидуально. Можно порекомендовать тест-опросник родительского отношения, опросник "Измерение родительских установок и реакций", схему анализа особенностей и недостатков семейного воспитания.

Коррекционная работа с семьей
Формы проведения коррекционной работы весьма разнообразны: работа с группой родителей, индивидуальная  работа с отдельной семьей или ее членами,  совместная групповая коррекционная работа детей и родителей.


Комментариев нет:

Отправить комментарий