Семья - это первый устойчивый
коллектив или группа в жизни каждого человека. Она является нашей первой и
самой главной школой жизни. За внешним поведением, установками, реакциями
подростка видны его родители, братья и сестры, связывающие их семейные
отношения. Взаимодействие детей с родителями является первым опытом
взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует
определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения
в поколение.
В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействие между родителями и детьми, возникает социальные стереотипы, определенные установки. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Семья - это первая ступенька социализации и самосознания личности. Поэтому изучение семей подростков является важной составляющей в профилактике девиантного (отклоняющегося) поведения, семья может быть и первым помощником, если ребенок попал в беду.
Профилактика девиантного
поведения подростков обращает внимание на неблагополучные семьи, где может быть
жестокость и аморальное поведение родителей, материально-жилищная
необеспеченность, отсутствие одного из родителей, их болезнь, безработица,
алкоголизм, наркомания, инвалидность и т.д. Такие семьи нуждаются в особом
внимании, поддержке, помощи и со стороны общеобразовательной школы.
Работа с семьей на современном
этапе усложнилась и требует новых форм и методов, новых подходов.
Воспитательная функция семьи
серьезно нарушена, она задавлена проблемой выживания, поиском средств
существования. Значимость семьи пошатнулась.
Сейчас особое место занимает задача укрепления
и развития семьи, как важнейшей среды формирования и воспитания личности.
Значение семьи для ребенка трудно переоценить. Во-первых, весьма велика
зависимость подростка от семьи. В семье удовлетворяется значительная часть его
потребностей, в том числе и материально-бытовые, и (что особенно важно в
подростковом возрасте) потребности в эмоциональной поддержке, любви и симпатии.
Если эти потребности не удовлетворяются в семье, то это, порождает скрытую или
явную семейную неудовлетворенность, нервно-психическое напряжение, тревогу,
раздражительность, агрессивность. Во-вторых, велика роль семьи в осуществлении
социального контроля за поведением подростка, в этом возрасте ряд
психологических механизмов, необходимых для самостоятельного поведения в
качестве взрослого члена общества, находится в стадии формирования. Неспособность
семьи выполнять функцию контроля по отношению к подростку ведет как к
нарушениям его поведения, так и к нарушениям в развитии личности. В-третьих,
подросток" вступает в этап интенсивного овладения социальными ролями
взрослого человека, круг его общения быстро расширяется, увеличивается связь с
неформальными группами, различными социальными институтами. Все это происходит
в условиях физиологических, психологических и социальных перемен в организме
подростка. Поэтому в этот период он остро нуждается в направляющей и
консультирующей помощи семьи: объяснении, информировании, помощи, содействии в
формировании оценки разных сторон жизни. Неспособность семьи справиться с этой
задачей ставит подростка в весьма трудное и уязвимое положение, обусловливая
его дезориентацию в социальной действительности, обезоруживая
его перед лицом различных жизненных трудностей.
Одной из ведущих форм профилактической
работы является организация совместной деятельности обучающихся, учителей и
родителей. Школа, как мощный институт социализации, должна стать центром и
правовой культуры подростков. Сотрудничество школы с семьей, изучение семьи,
необходимо потому, что личность матери и личность отца, их характер,
темперамент, индивидуальные особенности, качество их супружеских взаимоотношений,
повседневное поведение в быту, уровень их нравственности, являются решающим
фактором воспитания подростков.
Развитие личности подростка
зависит от окружающею социального пространства, субъектами которого являются
семья, школа, сверстники и сам подросток. Соотношение равнонаправленных влияний
(как позитивных, так и негативных) в обозначенном пространстве во многом
определяет возможные варианты формирования личности. Нравственная, положительно
ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности.
Социально-педагогическое взаимодействие семьи и школы по предупреждению и
преодолению последствий отклонений в поведении, конфликтных ситуаций с
подростками девиантного поведения должно представлять координацию
профессиональных усилий педагогов для обеспечения эффективности работы в данном
направлении.
Значительная часть подростков
девиантного поведения, состоящих на учете, воспитывается в так называемых
функционально несостоятельных семьях, которые не справляются с задачами
воспитания, несмотря на то, что имеют для этого все необходимые объективные
условия.
Причины трудновоспитуемости
подростков часто кроются в педагогической несостоятельности родителей, в
характере эмоциональных отношений детей и родителей, в неумении супругов
создать благоприятную семейную атмосферу, способствующую хорошему воспитанию
детей и подростков.
В связи с этим такие семьи
нуждаются в социально-психологическом сопровождении, помогающем разрешать
семейные конфликты и коррекцию семейных отношений.
При разработке программы
профилактики девиантного поведения подростков необходимо учитывать специфику и
причины правонарушений, преступности и отклонений в поведения подростков, формы
и методы работы по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения в
условиях школы и семьи.
Отношения взаимного доверия и
уважения разрушают негативные и асоциальные установки у девиантных подростков.
Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны людям и всему
обществу. Следует отметить, что в воспитании подрастающего поколения главное не
только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении
своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он честным и порядочным,
добрым и отзывчивым, будет ли он сопереживать другим людям.
Доброта и отзывчивость не
появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет
родительская любовь - любовь не на словах, а наделе. Если родители формируют в
детях (с помощью собственного примера) доброжелательное, сердечное, мягкое отношение к людям, го ребенок растет психически и нравственно здоровым,
прилежным поведением, дисциплинированным, добрым и отзывчивым.
Лучшими
признаются те семьи, в которых сохранены связи между разными поколениями,
развивается творческий потенциал детей и взрослых, создаются условия для
совместных занятий по прикладному искусству, физической культуре и спорту, а
также для духовно-нравственного развития, привлечения подростков к труду и т.д.
Самое большое влияние на
формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение
родителей, а не их слова и нравоучения.
Основные
направления работы с семьей с целью профилактики
девиантного поведения несовершеннолетних
девиантного поведения несовершеннолетних
Целью работы с родителями
является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение
недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в
поведении детей и подростков.
Типы семейных отношений
Задачи работы с родителями:
- осуществление
информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных
отношений и нарушений в семейном воспитании;
- осуществление диагностической
работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по
отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом;
- осуществление комплексной
коррекционной работы с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений
между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании.
Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью
профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и
семейном воспитании.
Информационно-просветительская работа с
родителями должна быть направлена на разъяснение влияния
супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных
отклонений в поведении детей и подростков. Формами такой работы могут быть
лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением
специалистов (психологов, медиков, юристов и др.).
Диагностическая работа с родителями. Целью здесь является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье.
Диагностическая работа с
родителями должна осуществляться с учетом следующих принципов:
- полученная в результате
диагностики информация должна интерпретироваться квалифицированными
специалистами;
- полученная информация должна
сохраняться в тайне от лиц, не участвующих в диагностическом процессе;
- сообщение результатов диагностики
должно проводиться индивидуально с учетом этических норм психодиагностического
обследования.
Диагностическая работа может
проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же
результатов диагностики осуществляется индивидуально. Можно порекомендовать
тест-опросник родительского отношения, опросник "Измерение родительских
установок и реакций", схему анализа особенностей и недостатков семейного
воспитания.
Коррекционная работа с семьей
Формы проведения коррекционной работы
весьма разнообразны: работа с группой родителей, индивидуальная работа с отдельной семьей или ее членами, совместная групповая коррекционная работа
детей и родителей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий