Школьная тревожность — это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается детский или школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
Данная проблема осложняется тем, что довольно часто в практике школьной жизни дети с выраженной тревожностью считаются наиболее «удобными» для учителей и родителей: они всегда готовят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов, не нарушают правила поведения в школе. С другой стороны, это не единственная форма проявления высокой школьной тревожности; зачастую это проблема и наиболее «трудных» детей, которые оцениваются родителями и учителями как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные», «наглые». Такое разнообразие проявлений школьной тревожности обусловлено неоднородностью причин, приводящих к школьной дезадаптации.
Хотя понятие «тревожность», по сути, перенесено из психиатрии, оно прочно обосновалось в различных отраслях психологии, в том числе и в педагогической психологии, которая анализирует причины возникновения и формы школьной тревожности, связанной с переживанием школьного неблагополучия.
В литературе встречаются разные обозначения устойчивого переживания школьного неблагополучия: «школьный невроз», «школьная фобия», «дидактогенный невроз», «дидактогения». Вместе с тем, между этими понятиями можно провести определенные различия.
Термин «школьный невроз» употребляется в основном в тех случаях, когда боязнь школы, тревога существуют на неосознанном уровне, проявляясь в виде связанных с серьезным внутриличностным конфликтом соматических симптомов (рвоты, головной боли, повышения температуры и т. п.) перед посещением школы (Раттер М.,2000).
Понятие «школьная фобия» используется для обозначения различных форм страха, вызываемого посещением школы. Однако в значительной части случаев речь идет именно о непреодолимом страхе, неврозе в собственном смысле слова.
Термины «дидактогения», «дидактогенные неврозы» используются для того, чтобы указать, что тревога, страх ребенка вызваны непосредственно системой обучения (или более узко — отношением к ребенку педагога, поведением учителя).
Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.
В целом, школьная тревожность является результатом взаимодействия личности с ситуацией. Это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций — ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды.
Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Познание — это всегда открытие чего-то нового, а все новое таит в себе беспокоящую человека неопределенность. Устранить эту тревогу, по сути, означает нивелировать все трудности познания, которые являются необходимым условием успешности усвоения знаний.
Поэтому следует сразу оговориться, что оптимальная учеба в школе возможна только при условии более или менее систематического переживания тревоги по поводу событий школьной жизни. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние.
Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ. На основе анализа литературы и опыта работы со школьной тревожностью выделено несколько факторов,воздействие которых способствует ее формированию и закреплению. В их число входят:
• учебные перегрузки;
• неспособность учащегося справиться со школьной программой;
• неадекватные ожидания со стороны родителей;
• неблагоприятные отношения с педагогами;
• регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;
• смена школьного коллектива и / или непринятие детским коллективом.
• Рекомендации по коррекции школьной тревожности
1. Единообразие требований.
Одна из основных причин тревожности – противоречивые требования и ожидания окружающих (взрослых). Особенно часты расхождения взглядов родителей и педагогов на процесс воспитания ребенка. В этом случае учащийся оказывается «между двух огней». Это манипулирование ребенком чревато не только тревогой, но и анархизмом, формированием безверия в авторитет старших. Так же важно осознать неконструктивность атак на мнение другого значимого человека, к которому учащийся прислушивается и чьи взгляды ценит.
2. Адекватность требований.
Одной из самых частых причин тревожности является завышение требования к учащемуся, негибкая догматическая система воспитания, не учитывающая его активность, способности, интересы и склонности. Бывает, что педагоги и родители стараются навязать учащемуся свои стандарты, высокие и недоступные. Этим самым на пути развития учащегося возводится искусственное препятствие, которое по своим возможностям он не может преодолеть. Возникающее в этой связи чувство неполноценности и ущербности и является основным «поражающим фактором». Таким же эффектом обладает и навязывание учащемуся чуждых ему интересов.
Поэтому важно, чтобы требования, предъявляемые к учащемуся, соответствовали его возможностям, а выбор «хобби» принадлежал самому ребенку. Иначе принудительное участие в каких-либо мероприятиях, которые не привлекают учащегося, ставит его в ситуацию неизбежного неуспеха и усиливает внутреннее переживание, неуверенность в своих силах.
3. Обеспечение эмоционального комфорта.
Практика показывает, что важным условием, порождающим тревогу является отрицательное отношение к учащемуся, эмоциональное отвержение его педагогами. Если учащиеся воспринимают педагога как чужого человека, испытывающего по отношению к нему негативные чувства, он становится агрессивным и озлобленным. В таком случае, как педагоги, так и окружающие испытывают на себе эффект «бумеранга агрессивности»: унижая других, агрессивные учащиеся избавляются от собственного чувства неуверенности, от сознания собственной униженности. Нужно принимать учащихся такими, какие они есть, какие бы негативные мысли и чувства не возникали при этом.
4. Усиление контроля.
Поведение расторможенных, импульсивных, с ослабленным самоконтролем учащихся необходимо постоянно контролировать. При этом таких учащихся за их «шалости» следует не столько наказывать, сколько вырабатывать у них чувство раскаяния за недисциплинированное поведение. Возможны различные способы: демонстрация обиды, лишение поощрения или, наоборот, стимуляция примерного поведения.
5. Поощрение активности.
Гиперактивных, несдержанных, энергичных и предприимчивых учащихся просто нельзя заставлять бездельничать и оставлять им много незанятого времени. Они могут использовать его в разрушительных целях. Поэтому нужно приложить усилия, чтобы вовлечь учащегося в занятия спортом, найти ему увлекательное дело.
6. Предоставление самостоятельности.
В основе данной рекомендации лежит положение о том, что самостоятельно принятое решение усиливает личную ответственность за последствия поступка. В связи с этим необходимо найти для каждого учащегося социально значимый вид деятельности и предоставить полную свободу ее реализации. Таким образом, через формирование чувства причастности, осознание собственного места и социальной роли можно добиться изменения моральных норм и ценностей учащегося, повышения уровня ответственности и уверенности в своих силах.
7. Избегание приклеивания ярлыков.
Необходимо делать упор на положительное, а не отрицательное в личности учащегося.
8. Использование похвалы и поощрения:
а) нужно поощрять учащихся не за абсолютные успехи в учебе и поведении, а за улучшение учебной деятельности, повышения уровня воспитанности: хвалить не за способности, а за усилия;
б) найти способ поощрения учащегося за достижение в творческой деятельности, спорте, различных внеурочных мероприятиях.
9. Сравнение результатов.
Сравнение результатов тревожного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад. Ни в коем случае не сравнивать с результатами других детей.
10. Избегание заданий с фиксированным временем выполнения.
Таких детей желательно спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Не следует торопить и подгонять их с ответом.
11. Визуальный контакт.
Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.
Для того, чтобы тревожный ребенок не считал себя хуже других детей, желательно в классе проводить беседы, во время которых все дети рассказывают о своих затруднениях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий