19 марта 2018 г.

Графическая беседа «Мой профессиональный выбор»


Графическая беседа «Мой профессиональный выбор»  - проективный метод на этапе предпрофильной ориентации в школе. 

Метод графической беседы, направленный на изучение взаимоотношений и взаимосвязи между выбирающим человеком и влиянием его социального окружения, относится к классу проективных методов, позволяющих испытуемому самостоятельно проецировать и интерпретировать заданную область реальности. Как и все графические методы, он накладывает отпечаток на получаемый результат, несущий в себе не только ответ на поставленные задачи, но и информацию об эмоциональном состоянии, особенностях личности, ее представлениях и отношениях. 

Кроме того, данные, которые «обнаруживает» использование указанного метода, необходимо разделить на две группы: специфически-индивидуальные и нормативно-общественные. 

Порядок проведения графической беседы, получившей название «Мой профессиональный выбор», включает в себя четыре этапа работы и проводится индивидуально с каждым участником исследования. Испытуемому предлагается заготовленный бланк (см. приложение), простой карандаш, синий и красный цветные карандаши, ластик. 
I. На первом этапе происходит знакомство психолога и испытуемого, в процессе которого напоминается цель организованной встречи: «Давай с тобой побеседуем о том, как человек обычно выбирает свой профессиональный и жизненный путь, как определяет себя в профессии. Помнишь, мы говорили о профессиональном самоопределении человека? А как ты понимаешь термин «самоопределение»? Как ты считаешь, что это такое для тебя, для твоей жизни? Знаешь, чтобы нам легче было беседовать и у нас в результате получилось какое-либо наглядное представление о твоей ситуации, я предлагаю использовать вот этот рисунок». 

Затем испытуемому предъявляется бланк, на котором изображены четыре окружности различного диаметра с единым центром, поделенные на четыре области: «учителя», «родители, родственники», «друзья, сверстники, одноклассники», «другие взрослые». В нашем эксперименте для ведения протокола беседы использовался диктофон, позволяющий экспериментатору не отвлекаться от работы. 

II. На втором этапе экспериментатор объясняет порядок заполнения бланка и предлагает подростку «заселить представленные круги» неким установленным способом: «Смотри, центр этого рисунка — это ты, вокруг тебя четыре окружности, в которых мы будем символически размещать тех людей, которые участвуют в твоем выборе. Все окружности поделены на четыре сектора, в каждом надо разместить тех, кто относится к обозначенной категории. На самую близкую к тебе окружность мы поместим тех, кто наиболее активно принимает участие в этом выборе, а на самую дальнюю — кто наименее. Женщин будем обозначать кружками, а мужчин — квадратиками, чтобы было понятно, кто есть кто, подписывай их имена по первым буквам инициалов, хорошо?» 

III. Третий этап работы заключается в «расселении» всех людей, которые принимают участие в профессиональном самоопределении старшего подростка, на четырех представленных окружностях. «С кого ты хотел бы начать? А теперь? Есть еще люди, которых необходимо обозначить на нашем рисунке?» 

Затем ребенку предлагается дополнительная задача: «Отметь, пожалуйста, тех людей, чья помощь тебе была бы еще необходима при решении этого вопроса на любой окружности и на нужном тебе расстоянии». 

IV. Четвертый этап предполагает установление характера взаимоотношений между указанными на рисунке «символами людей» и собственно испытуемым: «Последнее задание на сегодня — обозначь, пожалуйста, характер твоего взаимодействия со всеми людьми, которых ты разместил(а) на рисунке. Если действие идет только от одного человека, не взаимно — тогда ставь стрелочку с одного конца, если по вопросу профессионального выбора идет активное взаимодействие — вы совместно обсуждаете, планируете, пробуете, — то стрелочки будут идти с двух сторон». 

Следует отметить, что при проведении метода графической беседы мы придерживались ряда правил, позволяющих сделать эксперимент наиболее эффективным. 

Во-первых, испытуемому было дано достаточно времени для того, чтобы он мог выполнить желаемое действие. Однако экспериментатор имел право озвучить общее время заявленной встречи и указать на его окончание. 

Во-вторых, экспериментатор не давал оценок на тему количества фигур, заселяющих рисунок, характера их отношений с самим рисующим, характера размышлений подростка в процессе изобразительной деятельности, не подгонял его. Важным было выявить субъективное представление испытуемого о решении задачи профессионального самоопределения, степень вовлеченности других людей и содержание ее обсуждения с ними. 

В-третьих, испытуемый имел право прекратить деятельность по своему желанию, а также отказаться от ее выполнения. 

В-четвертых, в случае когда диктофон не используется, психологу необходимо вести протокол, где тщательно и детально фиксируются все вербальные и невербальные символы. 

Необходимо отметить, что метод графической беседы «Мой профессиональный выбор» решает несколько задач: диагностическую, консультационную и развивающую. Применение этого метода в практической деятельности педагога-психолога образовательного учреждения позволяет выстраивать субъективное пространство подростка в совместной с ним проектировочной деятельности. Действительно, по своему содержанию полученный эскиз взаимоотношений выбирающего и его социального окружения дает возможность наглядно представить эту модель, обозначить сильные и слабые места выбора, оценить степень включенности в ситуацию других людей и, наконец, обозначить специфическое субъектное отношение к реальности самоопределения. 

Татьяна АНАНЬЕВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий