Внимание! Провести грамотную диагностику может только специалист.
Параметрами измерения в данной методике являются: широта взаимодействия (количество субъектов взаимодействия в разных сферах общения); модальность переживания взаимодействия; обоснованность характера взаимодействия; взаимность и мера симпатий и антипатий.
Материал
Процедура
Психолог начинает беседу со слов: «Я знаю, что любой человек не очень любит отвечать на вопросы незнакомого. Давай лучше мы вместе попытаемся изобразить твою жизнь на рисунке, а потом обсудим некоторые интересные и важные ее моменты». Практика показывает, что такое введение снимает настороженность, присущую началу общения с незнакомым человеком, неожиданное предложение заинтересовывает ребенка и делает его готовым к сотрудничеству со взрослым.
.
Дальнейший ход работы направляется следующими побуждениями:
1. Давай представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение всего дня, каждому найдем место («дом») в круге твоего общения. Консультант рисует круг и, советуясь с ребенком, последовательно делит его на секторы (сферы общения). После проведения вертикальной черты образуются два сектора: «школа» и «вне школы». Горизонтальная черта выделяет секторы «сверстников» и «взрослых». В зависимости от целей беседы, понимания ребенком предмета обсуждения, необходимости упрощения и др.. Отведение пространства разным сферам общения может быть несколько иным.
Например, в школе – ребята, учителя; вне школы – ребята во дворе, дома – родные. В других случаях верхний и нижний полукруг могут означать соответственно сферы благополучно-радостного общения (общения со знаком «+») и неблагополучно-огорчительного (общение со знаком «–»).
2. Теперь надо «заселить» каждый «дом» людьми, с которыми тебе приходится сталкиваться более близко. Это могут быть и симпатичные тебе люди (друзья, приятели), а могут среди них оказаться и неприятные, ты бы с ними и не хотел общаться, но приходится по самым разным причинам. Консультант вводит с помощью условного обозначения (прямоугольника на окружности) всех названных ребенком детей и взрослых, при этом выясняет возраст, обстоятельства взаимодействия. Как правило, ребенок сам охотно начинает обо всех и подробно рассказывать.
3. Давай обозначим в твоем круге людей, с которыми у тебя сложились добрые отношения, а также тех, общение с которыми тебя огорчает. В ходе этой процедуры (обозначения разным цветом – штриховка прямоугольника красным и, например, синим) психолог узнает многие подробности, обстоятельства, характер оценок сложившейся ситуации, например, меру вины в создавшихся плохих отношениях, повод, приведший к затруднению в общении, и силу эмоционального переживания радостных и огорчительных социальных контактов. На этом же этапе можно выяснить и обозначить выраженность модальности переживания (через частоту штриховки каждого прямоугольника тем или иным цветом).
4. Давай в большом круге нарисуем еще два круга: один – в серединке и еще один – маленький, ближе к центру, а в самом центре поместим тебя, напишем твое имя.
А теперь используем два карандаша: темный – «недоброжелательный», «неприятный» и светлый – «радостный», «приветливый», – и покажем, кто как к кому относится, кто больше друг другу доставляет радость, кто и насколько друг другу неприятен. Консультант вместе с ребенком, пользуясь соответствующими цветами, обозначают меру взаимной симпатии и антипатии.
.
Например, если симпатии и антипатии обоюдны и ярко выражены, то между центром («Я» ребенка) и соответствующим прямоугольником на внешней окружности (другой человек) проводится линия соответствующего цвета условной мерой в три интервала. Если симпатия или антипатия выражена неярко, то стрелкой указываются границы отношений – до 1-й или 2-й окружности.
В каждом случае выясняется мнение ребенка о характере отношения к нему партнера по общению, соответственно стрелкой обозначаются направление и мера выраженности отношения.
Итог «графической беседы» предполагает качественный анализ данных.
В зависимости от запроса и целей консультации, гипотезы самого консультанта о характере и причинах затруднений ребенка анализ материала может носить разную направленность.
Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей/ред. А.А. Реана. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003
Комментариев нет:
Отправить комментарий