Одним из перспективных методов психопрофилактической работы является психолого-педагогический консилиум. Ю. К. Бабанский отмечает, что «для улучшения изучения школьников необходимо сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях мнений учителей класса о школьниках и, главное, на коллективной разработке мер индивидуального подхода к ученикам и классу в целом. Такие коллективные обсуждения можно условно назвать педагогическими консилиумами, чтобы подчеркнуть их направленность на анализ причин отставания в учебе или недостатков поведения. Улучшение изучения школьников позволит глубже решить и такую проблему, как развитие их склонностей, способностей и талантов, которая стала особенно актуальной и сложной в условиях всеобщего среднего образования».
Консилиум (лат. сonsilium- совещание, обсуждение). Используется в
медицине для обсуждения состояния
больного, уточнения диагноза, определения методов лечения. В образовательных
организациях – организационная форма сотрудничества участников
учебно-воспитательного процесса, целью которой является разработка и
планирование единой программы индивидуального сопровождения учащегося,
определенных ученических групп и параллелей
в процессе воспитания и обучения, адекватного распределения обязанностей
и ответственности за ее выполнение между участниками консилиума.
Задачи
психолого-педагогического консилиума:
-
выявление и ранняя (с первых дней
пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в
развитии или состояний декомпенсации;
-
профилактика интеллектуальных и
эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
-
выявление резервных возможностей
развития;
-
определение характера, продолжительности
и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном
образовательном учреждении возможностей;
-
подготовка и ведение документации,
отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень
школьной успешности.
Психолого-педагогический консилиум играет важную роль и позволяет
максимально реализовать важнейшие основы психолого-педагогического
сопровождения. Консилиум дает возможность:
- психологу передать имеющиеся у него знания о ребенке или классе тем
субъектам образовательного процесса, которые обладают значительными
возможностями влияния и взаимодействия с ними;
- объединить усилия всех субъектов образовательного процесса
(администрация, педагоги, психолог, медицинский работник), заинтересованных в
успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков;
- провести обмен информацией между участниками, что позволит получить
достаточно целостное представление о школьном статусе ребенка;
- в процессе равноправного сотрудничества разработать общую стратегию
сопровождения каждого обучающегося в основных сферах его учебной?
жизнедеятельности: предметном обучении и общении, нравственном,
интеллектуальном, физическом развитии и др.;
- распределить обязанности и ответственность субъектов образовательного
процесса;
- педагогам стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных
сторон обучения и поведения детей, собственных взглядов, помогает выработать
общий язык обсуждения тех или иных проблем, дает опыт коллективной
деятельности;
- координировать действия субъектов учебно-воспитательного процесса в
выработке совместной стратегии помощи проблемному ученику;
- реализация решений консилиума позволяет педагогу-психологу достичь
основной цели своей практической деятельности – создать оптимальные
психологические условия для обучения и развития школьников.
Задача педагога-психолога в педагогическом консилиуме – помочь
педагогам с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития
обучающегося, основных качеств его личности, показать сложность и
неоднозначность проявлений его поведения, отношений, вскрыть проблемы
самооценки, мотивации, особенностей познавательных и иных интересов,
эмоционального настроя, а главное – обеспечить подход к ребенку с
оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и
наметить реальную программу работы с ним (даже если эта работа будет связана со
значительными трудностями, с необходимостью специальных усилий преподавателей и
воспитателей). Консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей
отдельных обучающихся, позволяет объективно их оценить и построить совместную
программу действий, направленную на развитие определенных качеств или на
устранение выявленных трудностей и недостатков.
Следует учесть, что, к сожалению, у учителей часто складывается жесткое
и однозначное мнение о том или ином ребенке, и изменить это предвзятое
отношение очень не просто. Чтобы обучающийся ни сделал, все его действия и
отношения воспринимаются через негативную установку педагога. Поэтому
проведение консилиума, результаты работы которого были бы действительно
полезны, требует тщательной подготовки, в ходе которой психолог планирует
решение нескольких задач:
1. Показать педагогическому коллективу (обучающегося) с разных сторон,
обязательно подчеркнув его положительные, сильные стороны. Представить
аргументы, основанные на данных психодиагностики, наблюдений, бесед и пр. о
причинах происхождения и существования личностных проблем обучающегося.
2. Донести до каждого педагога информацию о ребенке психологического
содержания, стремясь разрушить негативные стереотипы и установки учителя по
отношению к данному ребенку.
Важно пробудить у учителя, проявляющего негативное, предвзятое
отношение к обучающемуся, сомнения в верности оценки ученика и в правильности
своих педагогических действий. Предложить ему для объективности оценки ответить
для себя на такие вопросы как: «А если разобраться, что делали с ребенком? А
знаю ли я, чем интересуется, о чем мечтает этот ученик? Что он читает? Какие
фильмы любит смотреть? Какая обстановка у него дома? Что он умеет и любит
делать? Наконец, поговорили с учеником в школе хоть раз «по душам», без упреков
и угроз?».
Постановка учителем перед собой подобного рода вопросов может
поколебать его негативную установку на ребенка.
Учитель, утвердившись в оценке обучающегося, в последующем использует
её автоматически и постоянно, и в силу различных причин не склонен даже
пытаться её поменять. Он его внутренне, для себя, оценил и ведет себя по
отношению к школьнику соответственно этой оценке. Психолог же снимает всякую
оценку с обучающегося, так как ребенок не может быть плохим или хорошим, он
такой, какой есть, и взрослые должны его в чем-то поддержать, что-то помочь
исправить. Это заставляет думать и оценивать уже не ученика, а свои собственные
действия и мысли по отношению к нему. Учитель бессознательно сопротивляется
слышать психолога, воспринимать его рекомендации, т.к. это в будущем потребует
дополнительных усилий по изменению своего воспитательного подхода. Поэтому
здесь нужна кропотливая психологическая подготовка, чтобы помочь учителю
«переступить» через самого себя.
3. Выработать коллективное понимание всеми учителями сути личностной
проблемы ученика. Только в этом случае можно рассчитывать на их взаимодействие
в интересах обучающегося.
Таким образом, психолого-педагогический консилиум, будучи грамотно
подготовленным, помогает развитию не только учащихся, но и учителей, и всего
педагогического коллектива.
Принципы работы консилиума
Уважение к личности ребенка
Опора на положительные качества
«Не навреди» (не причинение
физического и психологического вреда)
Интеграция психологического,
медицинского, педагогического знания
Функции консилиума
1. Диагностическая: изучение социальной ситуации развития, определение
доминанты развития, потенциальных возможностей учащихся, распознавание
характера отклонений в их поведении, деятельности и общении.
2. Воспитательная: разработка программы педагогической коррекции в виде
учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю,
учителю-предметнику, родителю, ученическому активу, коллективу.
3. Реабилитирующая: защита интересов ребенка, попавшего в
неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия, повышение статуса и
ценности ребенка как члена семьи и члена школьного коллектива.
Организация проведения психолого-педагогического
консилиума
Психолого-педагогический консилиум – организационная форма работы, в
рамках которой объединяется информация об отдельном ребенке, классе/группе,
параллели, которой владеют учителя, классные руководители, школьный медицинский
работник, педагог-психолог, социальный педагог, дефектолог. На основе
целостного видения проблемы и по результатам консилиума разрабатывается общая
педагогическая стратегия работы с объектом обсуждения, которым может быть:
целая параллель, отдельный класс/группа или отдельный обучающийся.
Психолого-педагогический консилиум может проводиться как планово, так и
по запросу: учителя, психолога, родителей (законных представителей),
социального работника, медицинского работника, ученика и других лиц, а также по
результатам обследования (психологической диагностики).
Предлагается проводить следующие плановые консилиумы по следующим
темам:
1-е классы - проблемы адаптации к ситуации школьного обучения;
5-е классы - проблемы адаптации к ситуации предметного обучения;
6-8-е классы - проблемы младшего подросткового возраста;
9-11-е классы - проблемы старшего подросткового возраста и профориентации.
Порядок работы консилиума в рамках обсуждения одного случая:
I стадия
Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума
Если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и
начинает обсуждение, если от педагога или медика - начинают они. Если все
участники консилиума относят данного учащегося к числу наиболее проблемных,
правильнее начать обсуждение с педагога.
Педагог-психолог и социальный педагог представляют на консилиум:
- результаты наблюдений;
- результаты экспертных опросов педагогов и родителей;
- результаты обследования обучающихся.
Информация может содержать:
- описание психологических особенностей обучения, поведения,
самочувствия школьника;
- названы обнаруженные нарушения или отклонения от возрастной,
психической или социальной нормы. Описаны конкретные проявления этих нарушений,
например: умственное снижение по отношению к возрастной норме, психологические
нарушения в личностных акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных
проявлениях;
- указание причин существующих нарушений;
- названы и описаны индивидуальные особенности психической жизни
школьника;
- перечислены адекватные формы помощи данному ученику.
Оглашению на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а
определенные аналитические обобщенные материалы. В материалах информация о
ребенке или его семье облекается в формы, не нарушающие их права на
конфиденциальность и формируются доступным и понятным участникам консилиума
языком. Психолог рассказывает об общих тенденциях в состоянии школьников.
Информация по классам может быть представлена в виде сводных показателей.
Формой предоставления данных может быть приложение к протоколу
психологического обследования, заполняемого психологом накануне консилиума.
В самом протоколе фиксируются результаты всех обследований и в
первичной числовой форме, и в виде некоторого качественного уровневого
показателя. В бланке приложения к протоколу данные могут быть обобщены следующим
образом:
1. Дано описание психологических особенностей обучения, поведения и
самочувствия школьника в период сбора информации. Описание дается в свободной
форме, но с опорой на содержание психолого-педагогического статуса
обучающегося и тех его компонентов, которые были исследованы психологом.
2. Названы проблемные сферы психической жизни ребенка, связанные с
низкой произвольной регуляцией психической активности, низкой осведомленностью
и недостаточным запасом знаний и представлений («педагогическая задержка») и их
возможные причины.
Информация по классам представляет собой сводные таблицы показателей,
изучаемых в данном психодиагностическом минимуме. На консилиуме психолог
рассказывает о тех общих тенденциях в состоянии школьников, которые он
обнаружил при анализе этих таблиц. Материал представляется в форме, не
нарушающей конфиденциальность сведений.
Классный руководитель предоставляет на консилиум:
- результаты собственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками;
- педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения
конкретного обучающегося или класса в целом.
Характеристика обучающегося складывается из следующих показателей:
- качественные характеристики учебной деятельности;
- количественные показатели учебной деятельности;
- показатели поведения и общения в учебной деятельности (учебных
ситуациях);
- показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях.
Давая характеристику конкретному обучающемуся или класса в целом,
классный руководитель останавливается на тех показателях, которые содержат
важную для работы консилиума информацию.
Опрос педагогов-предметников осуществляется при организационной и
административной поддержке завуча и содержательной помощи психолога.
Медицинский работник предоставляет:
- информацию
о состоянии здоровья;
- физических особенностях школьников.
Выделяются три основных
показателя:
1. Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:
- соответствие физического развития возрастным нормам;
- состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;
- переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя
физкультуры).
2. Факторы риска нарушения
развития:
- наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказываться на
развитии ребенка;
- факторы риска по основным функциональным системам, наличие
хронических заболеваний.
3. Характеристика заболеваний за последний год.
Завуч собирает информацию о тех учениках, в отношении которых предстоит
индивидуальное обсуждение и разрабатывает схему проведения консилиума, готовит
необходимую документацию - бланки протоколов консилиума.
Обмен информацией служит основой для заполнения первой важной графы - заключения консилиума.
II стадия
Разработка стратегии помощи обучающемуся
Участники
консилиума оговаривают:
- какого рода помощь требуется ребенку;
- какую развивающую работу желательно осуществлять с
ним;
- какие особенности должны быть учтены в процессе
обучения и общения;
- какую работу могут взять на себя участники консилиума;
- какую деятельность необходимо осуществлять силами
педагогического коллектива данной параллели;
- что можно сделать с помощью семьи, специалистов
различного профиля вне школы.
Определяются
формы участия, оговаривается, кто и в какой форме берет на себя работу с
родителями, педагогами-предметниками, социально-диспетчерскую деятельность.
Консилиум
по отношению и конкретному ребенку отвечает на следующие последовательные
вопросы:
- каков психологический,
педагогический, социальный и медицинский статус школьника на момент
обследования?
- какими особенностями и проблемами
характеризуется развитие школьника в целом на момент обследования?
- каким содержанием должна быть
наполнена индивидуальная стратегия его сопровождения в процессе школьного
обучения?
- в каких формах и в какие сроки в
помощи школьнику примут участие психолог, социальный педагог, школьный медик и
классный руководитель?
- предусматривается ли и какая работа
участников консилиума с педагогическим коллективом или отдельными учителями,
родителями и администрацией?
- предполагается ли и какая
социально-диспетчерская деятельность?
Ответы предполагают установление сроков выполнения той или иной работы,
конкретного ответственного и форм контроля.
Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа -
заключения консилиума, в котором даны соответствующие рекомендации. В
последующем они обсуждаются завучем в ходе обязательных консультаций, и
психологом, в рамках его работы по реализации решения консилиума.
Представление данных на консилиум рекомендуется осуществлять по заранее
согласованным формам. Эти формы заполняются на тех детей, чьи проблемы
выносятся на консилиум в период подготовки к нему.
Руководить процессом обсуждения на консилиуме может любой из его
участников, в том числе и психолог.
Проблемы каждого ребенка обсуждаются отдельно. Удобно группировать
обсуждения на консилиуме не по классам, а по степени близости проблем, что
позволяет значительно ускорить процесс обсуждения и принятия решения без ущерба
качеству.
По результатам обсуждения каждого случая принимается совместное
решение, в котором намечаются конкретные шаги по оказанию помощи (или сбору
дополнительной информации) каждому ребенку, определяются исполнители и сроки.
Этапы
подготовки и проведения консилиума
1-й этап - постановка проблемы
Отправными точками для организации консилиума могут служить две
распространенные школьные ситуации: запрос к психологу со стороны педагога или
родителей относительно проблем обучения или поведения, иногда психического
состояния конкретного ученика (это первая ситуация), и запланированное
обследование школьников определенной параллели по программе диагностического
минимума (вторая ситуация). И в том, и в другом случае речь идет именно о
постановке проблемы. По итогам диагностического минимума вся обследованная
группа школьников условно делится на две подгруппы: психологически
благополучных и школьников с определенными трудностями в обучении и развитии.
Так как суть этих трудностей и их происхождение не всегда очевидны на этом
этапе работы с ребенком, в отношении второй подгруппы могут быть сделаны только
некоторые предположения относительно природы и содержания выявленных проблем и
очерчен круг дальнейшей диагностической работы. Запрос, полученный от педагогов
и родителей (иногда — самого подростка), также должен пройти определенную
«психологическую обработку», проверку на обоснованность, прежде чем он превратится
в психологическую оценку сути проблемы. Оба предположения и являются основой
для планирования и проведения углубленного психологического обследования
ребенка.
2-й этап - уточнение проблемы
Начинается именно с проведения углубленной психодиагностики. Так как ее
проведению предшествовала серьезная аналитическая работа психолога, в
преобладающем большинстве случаев нет необходимости проводить общее углубленное
обследование психических особенностей ребенка, а можно ограничиться реализацией
определенной психодиагностической схемы.
На этом этапе предполагается сбор дополнительной информации от
педагогов, классного руководителя, родителей (законных представителей),
необходимой для уточнения психологического диагноза.
Синтезирование и обобщение всей информации о ребенке осуществляется на
консилиуме, который находится на стыке второго и третьего этапа. Напомним, что
в ходе консилиума решаются основные задачи: получение всей необходимой для
успешного сопровождения информации о школьном статусе ребенка (1 задача) и
выработка единой стратегии психолого-педагогического сопровождения (2 задача).
Решение первой задачи относится ко второму этапу работы. В ходе совместного
обсуждения данных о педагогических, психологических и медицинских особенностях
школьного статуса ребенка педагоги и психолог получают возможность увидеть
каждого ребенка как целостную личность, учесть большую часть факторов, влияющих
на его обучение и развитие.
Что касается просвещения, то будет целесообразным проводить психологическое
просвещение, когда обучающиеся больше всего общаются с психологом и
ориентированы на психологическое знание — с периодом организации и проведения
психолого-педагогических консилиумов по результатам диагностического минимума.
Тем самым этот вид работы включается в общую систему сопровождения школьников
определенной параллели.
Относительно психосоциального посредничества при разрешении конфликтов
и ведении переговоров эта форма работы представляет собой «скоропомощную»
психологическую деятельность, ответ психолога на актуальную
социально-психологическую ситуацию. При этом опосредованная связь такой работы
с эффективностью сопровождения, несомненно, существует, так как успешное
разрешение возникающих конфликтов в различных системах внутришкольных отношений
позволяет снять ряд актуальных проблем, которые могут существенно сказаться на
обучении и развитии учащихся.
Таким образом, выделяется центральный, системообразующий аспект
школьной психологической практики. Алгоритм работы педагога-психолога, начиная
с момента постановки проблемы и заканчивая реализацией решений консилиума и
контролем над исполнением конкретных видов работы, представляет собой основной
цикл деятельности. С учетом того факта, что в течение учебного года школьный
психолог организует и проводит шесть диагностических минимумов в различных
параллелях, его работу можно представить в виде 6-ти основных циклов, плавно
переходящих друг в друга и включающих в промежутках различные формы работы с
детьми других школьных параллелей (в основном работу по конкретным запросам
педагогов, родителей, классных руководителей или самих школьников).
Центральным моментом работы каждого цикла является система
психолого-педагогических консилиумов, на которых обсуждаются результаты
диагностического минимума и проблемы обучения и развития школьников других
возрастов, выявленные в ходе проверки на обоснованность запросов учителей и
родителей. Система психолого-педагогических консилиумов должна быть введена и
использоваться в образовательном учреждении как важнейшая форма регулярного
сотрудничества педагогов, администрации и психолога. Кроме того, и консилиумы,
и сами обследования в рамках диагностического минимума должны быть включены в
план работы школы как обязательная форма мероприятий, проводимых с детьми,
педагогами и родителями. Без выполнения этих требований чрезвычайно трудно
организовать сколько-нибудь продуктивную работу школьного психолога, тем более
невозможно спланировать и реализовать ее как целостный процесс сопровождения.
В рамках данного этапа и разворачивается работа
медико-психолого-социально-педагогического консилиума, деятельность каждого
участника консилиума по реализации его решений.
При разработке стратегии помощи конкретному ученику необходимо учесть:
- какого рода помощь требуется
школьнику;
- какую развивающую работу
желательно осуществлять с ним;
- какие особенности должны быть
учтены в процессе обучения и общения;
- какую работу могут взять на
себя участники консилиума;
- какую деятельность необходимо
осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели;
- что можно сделать с помощью
семьи, специалистов различного профиля вне школы.
Определяются формы участия, оговаривается, кто и в какой форме берет на
себя работу с родителями, педагогами-предметниками, социально-диспетчерскую
деятельность, устанавливаются сроки выполнения той или иной работы, назначается
ответственный и формы контроля.
Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа -
заключения консилиума.
Таким образом, грамотно подготовленный психолого-педагогический
консилиум является эффективным средством своевременного выявления трудностей и
проблемных сфер ребенка и организации работы по коррекции выявленных нарушений,
а также общему развитию обучающихся и других участников образовательного
процесса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий