Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в наше время. Профессионализм учителя — синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие.
Учитель Информатики и ИКТ в школе — человек, который первый испытывает на себе все новшества и потом помогает использовать новые умения и знания другим педагогам. Хочется внедрять новые подходы в повышении квалификации учителей, как это постоянно делается институтом. Например:
Smart – обучение:
S — Self-directed (ориентировано на самообучение)
M — Motivated (мотивирует активную познавательную деятельность)
A — Adaptive (адаптировано для субъекта образования)
R — Resource Free (имеет свободные для доступа образовательные ресурсы)
T — Technology Embedded (обеспечивается технологиями).
Цель Smart-обучения: содействие развитию профессиональных и информационных компетенций педагога в электронной среде, основанных на ценностях, знаниях и умениях, необходимых человеку в 21 веке.
Основная идея Smart-обучения состоит в том, что оно позволяет подготовить человека к жизни и работе в условиях того самого общества, где главным компонентом его существования и уж тем более развития будут являться знания. Smart-обучение дает возможность самому выбрать для себя, в какой отрасли знания совершенствоваться.
Основной причиной актуальности внедрения Smart-обучения является совершенствование существующей системы образования в соответствии с новыми требованиями Smart-экономики и Smart-общества.
Основным направлением введения Smart-обучения является формирование информационно-коммуникационной и технологической компетентности педагогов в электронной среде. Соответственно в школе этой работой должны заниматься не только учителя Информатики и ИКТ, но и учителя — предметники. Они должны выступать некими посредниками между Smart-обучением и другими педагогами и школьниками.
Однако остро стоят вопросы: насколько учителя сегодня готовы к собственному Smart-обучению и насколько оно доступно для сельских районов? Чем тренеры – методисты могут помочь в освоении этой технологии обучения? Насколько Smart-обучение подходит для учителей по обновлению содержания образования?
Профессором В.П. Тихомировым очень точно выражена основная позиция развития образования сегодня: «Старая система образования ни по каким параметрам не подготавливает людей для работы и жизни в SMART-обществе. Без SMART-технологий инновационная деятельность невозможна. Если система образования отстает от этих направлений развития, то она переходит в тормоз».
Нужны новые технологические решения, которые максимально бы облегчили труд учителя и помогли бы создавать оригинальные и эффективные программные разработки цифровых образовательных ресурсов. К этой группе решений можно отнести и программы Prezi, Animoto, Диск Google, VideoScribe.
Социальный сервис Facebook, сервисы и инструменты Google, веб-сайт Wiki, покдасты для распространения звуковых файлов или видео в сети Интернет, блоги, видеохостинг Youtube, облачные технологии – все это можно и нужно использовать в обучении. Блоги хорошо встраиваются в образование как средство обратной связи между учителем и учащимися. В Youtube можно смонтировать и продемонстрировать видеоуроки. С помощью сервисов Google можно сделать учебный процесс гибким и увлекательным.
Широкое распространение SMART-обучения связано, во-первых, с совершенствованием интернет — технологий. Во-вторых, c развитием беспроводных технологий, таких как Wi-Fi, 3G, 4G, и в-третьих, широкой распространённостью в сети интернет интерактивных обучающих ресурсов.
Современное образование без использования гаджетов в своих новых подходах преподавания сложно представить. Для того чтобы создать из гаджета SMART-инструмент для обучения необходимо установить дополнительное программное обеспечение. При этом возникает ряд вопросов: Какое программное обеспечение необходимо установить в смартфон или планшет? Как это сделать?
Для решения этих вопросов система Google предлагает приложение «Play Маркет», с помощью которого устанавливается любое SMART-приложение на мобильное устройство.
Для каждого учебного предмета существует огромное количество приложений. Например, в Google Play Market достаточно ввести в поисковике название учебного предмета и выйдет список мобильных приложений по английскому и русскому языкам, русской литературе, математике, алгебре, геометрии, физике, химии, биологии, физкультуре.
Рассмотрим примеры мобильных приложений для изучения предметных дисциплин: «Математические хитрости» (для получения навыков устного счета), «GeoGebra» (для изучения математики на всех уровнях), «Chemist» (для урока химии), «Molecules» (для учащихся о различных веществах), «Слово дня» (для расширения лексического запаса), «Anatomy 3D Pro» (для знакомства с устройством человеческого организма), «Star Walk 2» (для изучения звездного неба), «Plickers» (для проведения фронтальных опросов учащихся с помощью одного мобильного телефона).
В качестве универсальных инструментов, которые можно использовать на уроках по любому предмету, есть приложения по созданию интерактивных плакатов или иллюстраций – «LearningApps», «Thinglink»; ментальных карт – «WiseMapping», кластеров облаков слов – «Word It Out!» и др.
Изучая по физике тему «Звуковые волны. Источники звука. Характеристики звука» на смартфоны или планшеты, которыми пользуются учащиеся, устанавливается программа «Шумомер», каждый ученик в классе может выполнить заданную лабораторную работу индивидуально, получив задание из «облака».
Не менее полезны будут гаджеты и при изучении гуманитарных дисциплин. Это тренажеры по проверке орфографии, словари, языковые репетиторы и т.д.
Применение Smart-технологий в обучении школьников реально и достижимо. Но любая новая технология эффективна лишь тогда, когда она носит прикладной характер. Отношение к Smart Еducation как к чему-то фантастическому должно смениться серьезной работой и практическими шагами по использованию полезных ресурсов Сети в образовательных целях.
Источник: ДонРИДПО, отдел информационных технологий
Комментариев нет:
Отправить комментарий