29 марта 2019 г.

Причины противоправного поведения несовершеннолетних

Правонарушения несовершеннолетних имеют сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

Личность асоциального типа накапливает в себе определенные негативные социальные влияния, которые либо непосредственно исходят из среды, от ближайшего окружения индивида, либо является следствием нарушения действия механизмов социализации, в результате чего возникают различные осложнения и затруднения в освоении социального опыта, социальных программ.
Одним из ведущих негативных условий в формировании патологических девиантных форм поведения является неблагоприятная родительская семья, в которой происходит ранняя социализация ребенка. Образ жизни родителей в таких семьях закладывает основу будущего социального и биологического неблагополучия, начиная с первых дней жизни. Сплав разнообразной психоневрологической симптоматики с раннего детства создает условия для формирования характерологических и личностных аномалий.

Родительская семья оказывает значительное влияние на становление личности подростка. Принято выделять следующие типы семьи, способствующие формированию противоправного поведения ребенка.

Первый тип семьи - педагогически несостоятельная, конфликтная, асоциальная семья. Педагогически несостоятельная семья занимается воспитанием детей, но для нее характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми. Главной целью воспитательных усилий родителей нередко становится лишь достижение послушания и упрочение незыблемости родительской власти. 

Выделяются различные позиции родителей, которые ведут к установлению ложного авторитета, искажающего систему семейного воспитания и наносящего вред развитию ребенка. К ним относятся: непринятие подростка, доминантную гиперопеку ребенка, запрограммированность требований родителей, аффективность, тревожность и страх за детей, авторитарность воспитания, гиперсоциальность. 

Чаще всего причиной неприятия подростка, его более или менее явного отторжения являются несоответствие реально складывающейся социальной судьбы ребенка ожиданиям родителей. Состояние психологического дискомфорта, которое испытывает подросток в такой семье, побуждает его искать признания в среде, принимающей его таким, какой он есть, и обеспечивающей ему рост самооценки и самоуважения. 

Семья с доминантной гиперопекой ребенка, блокирует элементарные проявления его самостоятельности и изолирует его от окружающей жизни. В этих случаях подростковые реакции эмансипации приобретают гипертрофированный характер и становятся формами активного протеста подростка, выражаясь в антидисциплинарном поведении. 

Запрограммированность требований родителей подразумевает отсутствие альтернатив в решении проблем подростка. 

Под эффективностью понимается избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, что создает в семье эффект всеобщего возбуждения и хаотичности решений и действий. 

Тревожность и страх за детей, приобретающие навязчивый характер и лишающие родителей возможности адекватной оценки своих действий, заставляют их усиливать запреты и контроль, что заражает ребенка такой же тревожностью и беспокойством. 

Авторитарность воспитания, это жесткое подчинение в семье, категоричность оценок и суждений, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания. 

При гиперсоциальности система воспитания построена по абсолютно рациональному принципу и направлена на достижение социально позитивных целей, без учета индивидуальности ребенка при минимальных эмоциональных контактах с ним. 

Второй тип семьи - это конфликтная семья. Воспитательная функция в такой семье также деформирована. Этот тип семьи отличают: сосредоточенность родителей на затяжных конфликтах друг с другом, тяжелая морально - психологическая атмосфера для всех членов семьи, и в том числе для ребенка, агрессивная реакция конфликтующих родителей на ребенка, непроизвольное вымещение на нем нервного напряжения, настрой ребенка обоими родителями друг против друга, принуждение его к выполнению взаимоисключающих ролей. 

Условия жизни в такой семье могут превысить предел адаптационных возможностей ребенка, вызвать хроническое нервно-психическое напряжение, что нередко приводит к бегству из дома и создает питательную среду для совершения правонарушений. 

Для асоциальной семьи характерно систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявления немотивированной жестокости и насилия. В семьях с асоциальной направленностью подростки усваивают нормативную систему, отражающую ценности той субкультуры, к которой принадлежит семья.

Анализ семьи и ее воздействия на психосоциальное развитие ребенка показывает, что личность правонарушителя может сформироваться не только в семье асоциального типа с явными признаками криминальности и низким материальным достатком, но и в достаточно благополучной семье с высоким уровнем материального достатка.

Ко второму фактору, исходящему от ближайшего окружения, относится образовательное учреждение. Важность участия школы в социализации детей обусловлена тем, что здесь приобретается первый опыт усвоения групповой нормативности, формируется и возможно деформируется «Я - концепция», апробируется статусно-ролевой потенциал личности. 

К типичным недостаткам организации образовательного процесса в школе можно отнести незнание учителями психологии, внутреннего мира подростка, из чего следует неумение рассматривать типичные и индивидуальные особенности детей разного возраста; неумение определить и понять мотивы тех или иных поступков, сведение их чаще всего к хулиганским; субъективизм в оценке учащихся; видение в трудном ученике только отрицательных черт личности, бестактность в способах общения и методах воздействия, что создает напряженные, конфликтные взаимоотношения как между воспитанником и учителем, так и между воспитанником и классным коллективном.

При оценке образовательного учреждения как одного из факторов, влияющих на формирование противоправного поведения несовершеннолетних, выделяют четыре стадии учебной дезадаптации, которые проходит школьник в своем развитии: учебная декомпенсация, школьная дезадаптация, социальная дезадаптация, криминализация среды свободного времяпрепровождения.

Учебная декомпенсация - это состояние ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов, при сохранении общего интереса к школе.

Школьная дезадаптация - это состояние ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий.

Социальная дезадаптация - это состояние ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками.

В результате сложных взаимоотношений в семье, неблагоприятной позиции в коллективе подростки, как правило, ищут себе другую среду, другое общение, где есть возможность самоутвердиться, получить определенный статус, ощутить уважение к себе. Такой средой становятся неформальные группировки, чаще всего уличные компании по месту жительства. Первоначально, как показывают исследования, подростки, совершающие затем преступления, сплачиваются на основе одинаковых возможностей в проведении свободного времени и одинаковой бесконтрольности в его проведении. Они стремятся удовлетворить свою потребность в общении, исключающем для них отрицательные эмоции, в желании быть понятыми. Среди себе подобных они встречают сочувствие благодаря тому, что могут откровенно говорить о своих неудачах и переживаниях, семейных конфликтах, неприятностях в школе. Привлекательна для подростков психологическая атмосфера групп, в которых отражаются такие необходимые для подростков качества, как братство, непосредственность поведения, чувство защищенности, пусть даже ложное. 

Таким образом, утрата семьей положительного влияния на несовершеннолетних, неудачи в школе и его сближение с негативной группой могут иметь различную последовательность, но почти во всех случаях наблюдается взаимодействие этих трех моментов. Семья, школа, товарищеская группа - естественная среда для всех без исключения детей и подростков, обладающая большой силой влияния на них. Причем семье принадлежит особая роль, так как в отличие от других воспитательных учреждений, семья способна воздействовать на все стороны, грани человека на всем протяжении его жизни, она не только действенное, но и необходимое звено процесса формирования личности. Однако неблагоприятные факторы, обусловливающие социальную дезадаптацию детей и подростков могут исходить не только со стороны ближайшего окружения.

Наряду с социально-педагогическими выделяются социально-экономический и морально-этический факторы. 

Социально-экономический фактор включает: ощущение несовершеннолетними несправедливости ускоренного расслоения общества на богатых и бедных, низкий уровень жизни населения, разрушение широкой сети общедоступного досуга для несовершеннолетних, трудности в продолжении профессионального образования несовершеннолетними в силу его возросшей недоступности, низкие перспективы трудоустройства при высокой безработице, нежелание заниматься малооплачиваемым и низкоквалифицированным трудом. 

Морально-этический фактор проявляется в понижении морально-нравственного уровня общества. Наряду со стабильным ростом алкоголизма, наркомании, безнадзорности, сексуальной распущенности, правонарушений и преступлений, а также увеличением числа других антиобщественных действий особо настораживает складывающаяся тенденция изменения ценностных ориентаций подростков и юношества, вытеснение традиционных ценностей нравственного порядка, замещение их культом денег, физической силы, снижение общественно-полезной активности, утверждение социальной апатии, появление устойчивых стремлений к достижению материального достатка любой ценой, в том числе путем сознательного нарушения социальных и нравственных норм. Нельзя не учитывать влияния средств массовой информации, которые существенным образом влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование ценностных ориентации личности.

Еще одним фактором противоправного поведения несовершеннолетних являются особенности подросткового возраста, с которым связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности. Переход опекаемого взрослыми ребенка к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма делают подростка боле уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. Однако эти особенности не являются обязательным условием противоправного поведения несовершеннолетнего. Специфические особенности подросткового возраста создают повышенную возможность для возникновения трудновоспитуемости как начального этапа в возникновении противоправного поведения несовершеннолетних, поскольку этот возраст воздает совокупность условий, наиболее благоприятствующих как внешним негативным воздействиям, так и обострению и проявлению внутренних генетических задатков, предрасположений индивида, которые до этого находились в скрытом состоянии. Поэтому для предотвращения формирования противоправного поведения подростков основной акцент необходимо делать на процесс их воспитания.

К факторам социальной дезадаптации относят также биологический фактор, который включает неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка, играющие отрицательную роль в поведении человека: патология биологических потребностей, что, в частности, нередко служит причиной половых преступлений, сексуальных извращений; состояние нервно-психического здоровья, нервно-психические заболевания, психопатии, неврастении, пограничные состояния, повышающие возбудимость нервной системы, обуславливающие неадекватные реакции и затрудняющие социальный контроль за действиями; влияние наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом; влияние психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, изменение химического состава окружающей среды, которые приводят как к различным психосоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям, которые так и служат дополнительным криминогенным фактором.

С.А. Беличева, помимо перечисленных факторов, выделяет еще и личностный фактор, который проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде, к нормам, ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способностью к саморегулированию своего поведения.

Необходимо отметить, что значение различных факторов в совершении личностью правонарушений определяется не только их природой, но и мощностью, силой воздействия, активностью, длительностью влияния. Следует иметь в виду, что между самими факторами складываются очень сложные взаимоотношения. Они могут содействовать друг другу, противодействовать или действовать параллельно, взаимно ослабляться, усиливаться или уравновешиваться. По отношению к конкретному правонарушению необходимо выделять, прежде всего, главные, решающие факторы, которые определяют его природу.

От них следует отличать второстепенные факторы, которые лишь модифицируют правонарушение, ускоряют или замедляют его, способствуют или препятствуют ему.

Анализируя правонарушения среди подростков как социальную проблему, следует отметить, во-первых, некоторое увеличение в последние годы числа правонарушений, совершенных несовершеннолетними, а также омоложение контингента их участников.

Во- вторых, к числу основных социально-психологических характеристик несовершеннолетних правонарушителей следует отнести отсутствие адекватной самооценки, неразвитость трудовых и учебных навыков, неустойчивость и разбросанность интересов и увлечений, деформацию нравственных и правовых воззрений, примитивность целей и потребностей, агрессивность и раздражительность.

В-третьих, анализ факторов, способствующих формированию противоправного поведения несовершеннолетних, позволяет назвать основной причиной правонарушений взаимодействие различных негативных факторов в процессе социализации подростков.

Таким образом, причинами противоправного поведения несовершеннолетних можно считать следующие:

1. Влияние семьи. Очень часто подростки, совершающие противоправные и преступные действия, живут в так называемых «неблагополучных» семьях. В 30-40% случаев преступлений несовершеннолетних установлено интенсивное отрицательное влияние примера со стороны родителей и других старших членов семьи: злоупотребление алкоголем, грубость и жестокость, психологическая напряженность и частые внутрисемейные конфликты и т.д.

2. Влияние образовательного учреждения. Важность участия школы в социализации детей обусловлена тем, что здесь приобретается первый опыт усвоения групповой нормативности, формируется и возможно деформируется «Я - концепция», апробируется статусно - ролевой потенциал личности.

3. Отрицательные влияние ближайшего окружения ребенка - во дворе и школе со стороны сверстников или взрослых. Для подростков свойственно стремление включиться в обособленные кампании, внутри которых могут быть как достаточно демократичные порядки и занятие творчеством, так и «волчьи законы» культа лидера и издевательства над слабыми (именно такие кампании часто устраивают массовые драки или «разборки» и склонны к противоправному поведению).

4. Низкие доходы и отсутствие у родителей в кризисной ситуации возможности обеспечивать минимально необходимые потребности детей (или, выражаясь более простым языком, уровень нищеты). В таких семьях порождаются настроения безнадежности, социальной зависти и озлобленности, и при отсутствии социальной помощи эти обстоятельства формируют мотивацию преступлений - краж и хулиганства.

5. Особенности подросткового возраста. Переход опекаемого взрослыми ребенка к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма делают подростка боле уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды.

6. Личностный фактор, который проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде, к нормам, ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способностью к саморегулированию своего поведения

5. Подстрекательство со стороны взрослых преступников. Нередко ему предшествуют вовлечение в пьянство, азартные игры, пропаганда криминального образа жизни.

6. Длительная незанятость несовершеннолетних, оставивших учебу.

Источник: https://studwood.ru/

1 комментарий:

  1. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить