10 октября 2019 г.

Мозартика в практике педагога-психолога


Не секрет, что в образовательных учреждениях ведется постоянный поиск новых развивающих методов и инновационных технологий развития и воспитания. Инновационная, игровая, здоровьесберегающая арт-технология Мозартика, являющаяся синтезом игротерапии, арт-терапии и психоанализа и позволяющая достичь принципиально новых возможностей в таких традиционно важных сферах, как развитие личности ребенка, помощь детям в образовательной и коммуникативной сферах.

Что такое Мозартика? Название «Мозартика» произошло от слов «мозаика - игра» и «арт- искусство». Мозартика – это набор игр, фактически проективных методик, которые помогают постепенно восстановить картину мира ребенка, разрешать психологические проблемы детей вне зависимости от их состояния, возраста, и все это происходит в игровой форме.
Мозартика – это одновременно новый вид игры и новый вид творчества, обладающий значительным развивающим и реабилитационным потенциалом.

Автор идеи и разработки реабилитационной игровой технологии «Мозартика» П.Э. Руссавская.

«Мозартика» является психолого - педагогическим реабилитационным средством. Она так же
является альтернативой влияния телевидения и компьютерных игр.

Технология «Мозартика» может быть полезна: педагогам - в развитии личности; психологам - в
реабилитационной и коррекционной работе с детьми с ОВЗ, коррекции семейных отношений;
родителям - в повышении внутренней ресурсности семьи. Мозартикотерапия – современная
оригинальная технология, возникшая как симбиоз трёх глобальных психологических направлений: игротерапии, арт-терапии и психоанализа.
Её действительно можно считать своеобразным ответвлением каждого из них, и это легко доказать. Её целительная сила, способствующая личностному развитию и оказывающая коррекционное воздействие, это, конечно же, волшебная сила искусства – значит, мы имеем дело с арт - терапией. Мозартика является игрой, а точнее, целым семейством игр, - значит, мы имеем дело с игротерапией. И поскольку Мозартика является ещё и проективной методикой, с психоанализом она, безусловно, в родстве.

К концу ХХ века то или иное направление игротерапии всё - таки было или директивным, или недирективным. Любое комбинирование или чередование этих видов всё равно не меняло принадлежности к тому или другому виду каждой из составляющих. Либо ребёнок играл абсолютно свободно и спонтанно, либо его игрой в том или другом варианте руководили, либо он играл свободно притом или ином сопроводительном участии взрослого, которое могло быть регулярным или эпизодичным. В любом случае это воздействие – воздействие взрослого на игру ребёнка – для играющего ребёнка было внешним. Оно не шло изнутри, из самой игры. Но именно эту возможность – влиять на игру ребёнка из самой игры и при этом абсолютно не уменьшать степень его свободы в игре, игротерапия всегда искала. Было ясно, что такая возможность должна быть заключена изначально в содержании самой игры, то есть эта желательная направленность должна быть заложена на стадии разработки игры. И заложена не таким образом, что сразу считывается ребёнком как некий требуемый от него аспект назидательности, а заложена очень глубоко, в саму внутреннюю суть игры, да ещё так, чтоб её нельзя было выкинуть или заменить. Именно эта глубокая внутренняя закладка и удалась Мозартике.

Ребёнок, играющий в игры Мозартики, играет свободно и спонтанно, он выкладывает фигурками что хочет и как хочет – в играх Мозартики нет правил. Конечно можно, считать правилом то, что надо выкладывать фигурками, а не кидаться ими во все стороны, но мы всё-таки говорим не столько о правилах поведения во время игры, сколько о тех правилах, по которым развивается сама игра и без которых она просто не существует. Таких правил у игр Мозартики нет – то есть, нет никакой внешней директивности ни со стороны отсутствующих правил, ни со стороны присутствующих взрослых. Но направленность есть. Она действительно реализуется на очень ранней стадии создания игры – при построении её образного ряда учитывается диапазон и направленность ассоциаций, которые могут возникнуть у ребёнка. В игре нет хороших и плохих образов, все используемые образы имеют доминирующий позитивный ассоциативный диапазон.

При этом каждый образ остаётся чисто художественным, какие – либо даже чисто символические формы назидательности отсутствуют. Для ребёнка это область чистого искусства, просто искусства, изначально расцвётшего в диапазоне возникающих светлых ассоциаций.

Мозартика дает такие результаты, как: гармонизация индивидуальной картины мира, синхронизация работы левого и правого полушарий мозга, выход на спонтанный творческий процесс с активным личностным самовыражением. Мозартика помогает ребенку узнать и освоить цвет, форму, счет, анализ, моделирование. Задания так же направлены на произношение трудных звуков, развитие воображения, умение фантазировать и сочинять.

«Мозартика» состоит из серии ментальных игр под названием «Образ мира». В серию вошли игры с ассоциативным воздействием - «Витраж», «Усадьба», «Город», «Острова в океане», «Пустыня», «Космос». Каждый игровой комплект расписан с использованием изобразительного искусства, и это является психологическим и психотерапевтическим позитивным воздействием.

«Мозартика» является системным подходом к разрешению социально - психологических проблем детей и взрослых, перенесших психоэмоциональные травмы через диагностику, реабилитацию, психокоррекции, психотерапию. В данной технологии одновременно содержится игровая терапия, арт - терапия, психоанализ. Методика может быть применима как для детей от 3 лет, так и для взрослых, как индивидуальным способом, так и групповым. Группой могут быть дети детского сада, школьники, коллеги единого коллектива, сотрудники из разных коллективов, члены семьи.

Для достижения желаемых результатов игротерапевту, имеющему образование психолога, социального педагога, специалиста по социальной работе необходимо получить знания по психоанализу, клинической психологии, детской психотерапии, семейной психотерапии, игротерапии и пройти личную проработку. Она важна для того, чтоб невольно не решать свои проблемы за счет ребенка, не проецировать свой взгляд, суждение, мнение на проблемы ребенка, и на обыгрывание их. Личность специалиста центрированного на ребенке, должна быть профессиональна и грамотна.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий