5 декабря 2019 г.

Детское воровство. Причины и профилактика

Детское воровство – одна из самых серьёзных проблем. Она волнует и пугает родителей и педагогов. И это неудивительно, ведь каждый из нас мечтает о том, чтобы жизнь наших детей сложилась удачно. А тут такое!!! Беспокойство родителей понятно: одни начинают думать о тотальной испорченности своего ребенка, представляя его будущее исключительно криминальным. Другие, столкнувшись с таким поведением, начинают паниковать, подозревая у своего ребёнка наличие "воровских генов" и, как следствие, развитие клептомании.

Сразу оговоримся, что детское воровство, даже если оно частый спутник ребёнка, и клептомания имеют мало общего. Клептомания (от греч. "klepto" – похищаю,"mania" – безумие) – это психическое отклонение, проявляющееся в навязчивом, внезапно возникающем влечении к хищению вещей. Она является достаточно редким явлением. Этим заболеванием страдают около 0,05 % людей на всём земном шаре, при этом в детском возрасте она практически не встречается.
В случае же детского воровства эту крайне неприятную проблему решить можно, и первое, что для этого родителям и педагогам необходимо сделать – это попробовать найти причины воровства ребёнка, а второе – постараться наладить искренние и доверительные отношения с ребенком, способствующие разрешению возникшей ситуации.

Причины детского воровства

Для начала поговорим о возможных причинах детского воровства. Родителям, педагогам необходимо знать: в каждой возрастной группе причины такого поведения детей разные.

Воровство в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты, и если разобраться, то в прямом смысле слова воровством не является. Среди мотивов, толкающих ребёнка на воровство, можно выделить следующие группы, не имеющие под собой никакой криминальной подоплёки:

1. Сильное желание владеть чем-либо (чаще всего, каким-то предметом), с которым несовершеннолетний не в состоянии справиться. Ребёнок видит у сверстника новую игрушку, о которой сам давно мечтал, и, улучив момент, он её прячет или уносит домой. Причина такого поведения кроется в особенностях сознания ребёнка-дошкольника: для него понятия "моё", "твоё", "чужое" абстрактны и поэтому малодоступны. 

Простой пример: 2-3-летний малыш еще не способен понять, что такое собственность, и поэтому уверен, что все в мире "принадлежит" ему, а как следствие этому - на прогулке или в гостях ребенок хочет взять себе любую понравившуюся игрушку. Мы не станем называть его вором, а обязательно расскажем, что это игрушка чужая, и поэтому брать ее нельзя. Ребенок сам (без помощи взрослых) не может понять, что чужие вещи брать нехорошо. Об этом родители должны ему рассказать и не раз, рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь. 

2. Желание сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина также связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремится тем или иным способом сделать маме приятное – и то, что он поступает неправильно, ему просто не приходит в голову. 

3. Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи.
4. Желание наказать кого-либо или отомстить. 

Третья и четвёртая группы мотивов детского воровства характерны как для старших дошкольников, так и для детей младшего школьного возраста.

Их, хоть и с отрицательной окраской, но можно отнести к социальным мотивам. В 6-7 лет ребёнку уже небезразлично его место в группе сверстников, и он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы.

Часто бывает так, что цель, ради которой ребенок ворует, настолько для него важна, что она может затмить страх наказания. Например, кража для привлечения внимания сверстников: у ребенка не складываются отношения со сверстниками: в детском саду, в школе, во дворе, – и ребенок, не умея сделать по-другому, может, взяв деньги, накупить разных сладостей и угостить всем этим друзей, получив то внимание и признание, которого он так хотел и ждал. В этом случае у родителей и педагогов с ребёнком должен состояться разговор о недопустимости воровства и понятии "собственность", но одного этого будет недостаточно.

Необходимо работать с причиной – а причина здесь в несформированности навыков общения, возможно, в низкой самооценке (то есть получается, что личность ребёнка ценится сверстниками не сама по себе, а только если у нее что-то есть – вот это малышу и нужно объяснить). Также стоит обсудить тему "дружба", поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать и т.д. – всё это нужно объяснять своему ребёнку, а если понадобится, то проиграть с ним соответствующие ситуации.

5. Следующая причина воровства – желание отомстить кому-либо – может проявляться как во вредительстве ("Заберу машину у Сашки за то, что он меня побил"), так и в стремлении доставить неприятности близким ("Мама не купила мне шоколадку, за это я порисую её помадой на стене, пусть попробует в следующий раз не купить!"). То есть и в том и в другом случае ребёнок хорошо понимает, на что он идёт и зачем он это делает. Борьба с воровством подобного плана осуществляется, как и в предыдущем случае, с помощью объяснения, убеждения, с помощью проигрывания конфликтных ситуаций. 

6. У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!".

Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Вот и получается: ребенок знает, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему "хочу" и совершает кражу. Что делать, если у младшего школьника недостаточно развита воля? Основная рекомендация в данном случае следующая: никогда не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Еще полезно предлагать ребенку самому ставить цели и достигать их. Начните с краткосрочных целей: куда пойдем? что сегодня сделаешь? И не меняйте его программу, позвольте ребёнку её реализовать. Это самое ценное качество человека: умение самому поставить себе цель и выполнить ее. 

7. По мере роста и взросления ребенка проблема воровства только усложняется. То, что в раннем детстве – ошибка, случайный эпизод, у подростка (12-15 лет) – уже осознанный шаг, а то и того хуже – вредная привычка. Но значит ли это, что тринадцатилетний подросток – потерянный человек? Конечно, нельзя оставлять поступки своих учащихся без внимания, но нельзя забывать о том, что мотивы воровства могут быть самыми разными, и прежде чем осуждать ребёнка, постарайтесь понять причины. Свершившийся факт еще не вина. Ведь нередки случаи, когда подростков силой или хитростью втягивают в порочный круг. Родители должны знать, что для подростковой среды очень характерны так называемые "кражи престижа": ребёнка подначивают сверстники, аргументируя необходимость воровства поддержанием статуса в группе, "на спор". 

Какая бы беда ни случилась с учащимся, главное – не отворачивайтесь от него, а дайте ему шанс остаться Человеком. А если потребуется – дайте такой шанс еще раз. Рассмотрим очень показательный пример: А.С. Макаренко в книге "Педагогическая поэма" рассказывает, как одному из своих воспитанников – прожженному вору и жулику – он доверил получить огромную сумму денег за всю колонию. Он намеренно послал мальчишку за деньгами одного. Когда, измученный внутренней борьбой и соблазном, тот все-таки принес деньги и попросил их пересчитать, Макаренко ответил: "Зачем? Я тебе верю!". Именно эта вера в ребенка, в то, что он хочет и может быть лучше, спасёт его, остановит от рокового шага.

Что делать, если ребёнок украл?

Итак, мы обсудили основные причины воровства у детей, а теперь рассмотрим основные правила, которые должен знать каждый родитель: 

• Правило 1: чётко высказать отрицательную оценку действиям ребёнка (действиям, а не личности!) с конкретным запретом на воровство.
• Правило 2: рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи. 
• Правило 3: удержаться от навешивания ярлыков на ребёнка, называя его "воришкой" и пр. Нельзя клеймить, красить образ в черный цвет, иначе плохой поступок может действительно превратиться в суть личности: преподаватель говорит – значит, я действительно такой! 
• Правило 4: не обсуждать возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали при всех. Воровство – сор, который не следует выносить из избы. 
• Правило 5: знать о том, что обращение к ребёнку: "Как ты мог?" и подобные являются бесполезными и даже вредными (это правило имеет большую актуальность для родителей дошкольников). 
• Правило 6: избегать сравнений с другими детьми и с самим собой в детстве: "Вот я никогда ...". 
• Правило 7: обсуждая случившееся, помнить, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать все поступки, которые сочтёт стыдными, плохими. 
• Правило 8: не возвращаться к тому, что произошло (после того, как ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный поступок в сознании несовершеннолетнего. 
• Правило 9: по возможности исключить ситуации, провоцирующие воровство. 

Помните о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие, ошибки в системе воспитания.

Основные ошибки в воспитательном процессе, способные спровоцировать воровство

• Отсутствие последовательности в воспитательном процессе: в одной ситуации учащегося наказывают, а в другой "закрывают глаза" на проступок (грозились наказать, но не наказали).
• Несогласованность требований взрослых (преподаватель разрешает, а администрация запрещает).
• "Двойная мораль": действия родителей расходятся с делом (например, родители внушают ребёнку, что брать чужое нельзя, а сами приносят с работы то, что «плохо лежит». Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа).
• Ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле "кумир семьи": ребёнок растёт с мыслью, что он самый лучший, он не учится считаться с мнением других людей, ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей "обратную связь": с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их "чудо-ребёнка".
• Тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. Одни дети при этом занимают активную оборонительную позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. Другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.

Заключение

В заключении скажем о том, что общая стратегия поведения родителей и преподавателей по отношению к воровству несовершеннолетних должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых – дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о том, что ребёнку не хватает любви и внимания или у него иная серьезная внутриличностная проблема.

Если же после проведённой работы ребёнок продолжает беспричинное и постоянное воровство, берет все, что "плохо лежит"; часто не помнит, когда и у кого взял вещь; не может объяснить, для чего берет даже то, что ему совсем не нужно (тут же бросая или теряя украденное), одним словом, ворует потому, что не может не воровать, есть необходимость обратиться за консультацией к врачу (психоневрологу). В подобном случае мы можем (хоть и в очень редких случаях) иметь дело с болезнью, а тогда одних воспитательных воздействий будет недостаточно, необходимо соответствующее лечение. 

Будьте внимательны к детям, тогда любая проблема будет вам по плечу. 

Материалы из сети Интернет


Комментариев нет:

Отправить комментарий