24 марта 2020 г.

Рекомендации по профилактике правонарушений среди обучающихся

Для каждого общества основополагающим для сохранения его нормального функционирования является соблюдение его членами социальных правил и норм. Нарушение таковых приводит как к разбалансированию отдельных элементов системы. Наибольший вред обществу приносит антисоциальное поведение, направленное на разрушение социума, которое проявляется в делинквентности – противоправном, неправомерном, преступном поведении). 

В психологии под термином «делинквентное поведение» понимаются действия, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.
Согласно Уголовному кодексу Донецкой Народной Республики, возраст криминальной ответственности наступает по достижению ребенком 16 лет (п. 1 ст. 19 УК ДНР). Но уже с четырнадцатилетнего возраста дети несут уголовную ответственность за многие виды совершенных тяжких преступлений, среди которых убийство и причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование и другие насильственные действия сексуального характера, кража, грабеж, разбой, вымогательство, вандализм и другие. А, как известно, наиболее распространенными преступления в подростковой среде являются кража, хулиганство, разбой.

У малолетнего ребенка (до наступления 14 лет) ещё не в полной мере сформированной морально-нравственная составляющая личности, недостаточный уровень критичности к своим действиям и низкая способность оценки криминальной составляющей в поведении окружающих. Возраст же наступления уголовной ответственности совпадает с окончанием подросткового возраста и наступлением старшего школьного периода, которые характеризуются наличием возрастных кризисных явлений. Присущие переходному периоду особенности (такие как негативизим, желание казаться взрослым, стремление к самореализации, эмансипация от родителей и взрослого окружения, желание примкнуть к группе сверстников и т.д.), создают благоприятную почву для появления девиаций. 

Доктор юридических наук, профессор В.Н. Кудрявцев указывает, что преступная карьера, как правило, начинается с плохой учебы и отчуждения от школы, а точнее, негативно-враждебного отношения к ней. Затем происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и непедагогических методов воспитания. Следующим шагом становится вхождение в преступную группировку и совершение преступления. На прохождение этого пути требуется в среднем 2 года. По имеющимся данным, 60% профессиональных преступников (воров и мошенников) вступили на этот преступный путь в шестнадцатилетнем возрасте. Поэтому важно обратить внимание психологов образовательных организаций на своевременное выявление предпосылок делинквентного поведения и последующую его профилактику.

Объясняя происхождение отклоняющегося и противоправного поведения, А. Адлер указывал на обусловленность такового именно общественными условиями их существования. Согласно его теории, у всех духовно несчастных, плохо воспитанных или невротических натур в детстве не было условий для развития социальных чувств, поэтому им не хватает оптимизма, уверенности в своих силах. Способность к полноценным связям с обществом может быть приобретена только в общей (общественной) игре, работе, жизни: человек становится полезным для других и это порождает стойкое ощущение собственной ценности. Ребенок на собственном опыте познает качества и возможности своего организма, старается почувствовать собственную целостность, способность преодолеть свою врожденную слабость, трудности в социальных взаимоотношениях, почувствовать свою полноценность. Если на пути к этому высшему уровню развития появляются препятствия, формируется чувство неполноценности и индивид вынужден прибегать к компенсации (замещению) для смягчения психотравмирующих переживаний. Одним из вариантов компенсаторного поведения является совершение преступлений.

Распространенной проблемой современного общества в свете проблемы делинквентности в целом, и подростков в частности, является идея потребления. Она неразрывно связана с желанием присваивать себе блага, обладать определенными вещами/ценностями. Само желание обладания и стремление потребления являются естественными. Однако, как утверждает Р.Л. Ахметшин, при высокой неуверенности в себе, становится особо актуальной идея социального признания, и, соответственно, в таком случае «потребление заменяется на желание выглядеть потребителем в социуме, повысить свое положение за счет приобретения статусных вещей и услуг». Как известно, неуверенность в себе характерна для детей переходного возраста и остро переживается во время подросткового кризиса. Соответственно, если потребность в потреблении слишком высока, то законопослушными свойствами ее добиться очень сложно. Это зачастую предопределяет высокую вероятность совершения корыстных преступлений.

Как известно, преступником не рождаются, им становятся. Биологическая обусловленность преступного поведения человека, на которую указывали Ч. Ломброзо, С. Хоук, приверженцы психогенетики и физиогномики, и др., до сих пор не нашла однозначного подтверждения и является дискуссионной. Личность делинквента отличается от законопослушного гражданина негативным содержанием ценностно-нормативной системы, что как раз и снижает его «криминогенный порог». Фасилитатором (фактором ускорения) становления преступной личности является антиобщественная направленность ребенка (соответствующие интересы, идеалы, цели, ценности, установки), его ценностно-ориентационные деформации (непринятие и пренебрежение социальными ценностями, нежелание их придерживаться, готовность совершить преступление) и недостаточная социализация. У таких детей ярко проявляется деформация эмоционально-нравственных черт характера, равнодушие к другим, эгоизм, неразвитое чувство долго и чувство стыда. По данным Г.Г. Бочкарёвой 40% опрошенных несовершеннолетних правонарушителей никогда не испытывали чувство стыда, а остальные 60% испытывали стыд лишь в связи с наказанием, а не в связи с низостью и аморальностью своего поступка.

Противоправное поведение ребенка проходит несколько этапов своего становления, самым основным и длительным из которых является формирование антисоциальной направленности личности. Как раз здесь психологическое воздействие наиболее уместно для предотвращения последующего делинквентного поведения обучающегося. Ведь общественная опасность преступника заключается именно в непринятии им системы существующих социальных ценностей. 

У подростков антисоциальная направленность обуславливается необходимостью удовлетворения потребности в общении при наличии узости, ограниченности интересов (их примитивизме), неумении организовать своё свободное время. Как правило, они не способны проявить себя и утвердиться в группах с социально-полезной деятельностью, в связи с чем, начинают их избегать. В результате нарушается процесс социализации, появляется моральная деформация, а самореализация осуществляется в преступных группах часто путем демонстрации антисоциального поведения.

Поведение ребенка всегда связано с системой тех социальных связей и отношений с людьми, обществом, государством в целом, в которых индивид проявляет себя как личность. Эти социальные качества определяют избирательность поведения («украсть или удержаться») и последующую ответственность за него («если я украду, то буду нести уголовную ответственность»). Немаловажным здесь является соотношение фактической социальной роли и уровня притязаний, т.к. из-за их несоответствия возникает внутриличностный конфликт, транслируемый во вне на социальное окружение («вы виноваты в том, что я беден») и чаще всего в виде антисоциальной направленности («поэтому вы должны поделиться со мной», «поэтому я имею право у вас украсть»). Выбор того или иного варианта преступного поведения зависит преимущественно от специфики взаимоотношений с окружающими и самого социального окружения.

Из индивидуально-психологических факторов, облегчающих возникновение отклоняющегося поведения, в личности ребенка-девианта чаще всего устанавливается внешний локус-контроль, низкий уровень самоуважения и негативное самовосприятие (особо актуален в подростковом возрасте). Локус контроля (понятие, характеризующее локализацию причин, исходя из которых, человек объясняет свое поведение и наблюдаемое им поведение других людей) у подростков, как правило, экстернальный.

Существует подход в объяснении причин девиантного поведения, согласно которому отклонение от социальных норм рассматривается как способ повышения самоуважения и психологической самозащиты. Стремясь к позитивному образу «Я», но не найдя признания в привычной для себя среде (семье и школе), подросток пытается повысить свой психологический статус в антисоциальных группах, найти там новые способы самоутверждения, тем самым повысить уровень самоуважения. Негативное самовосприятие подростков появляется в результате убежденности в отсутствии у них личностно-ценных качеств (а, соответственно, неспособности совершать личностно-ценные действия), уверенности в негативном оценивании их личности со стороны значимых людей, и неумении эффективно использовать психологические защиты, смягчающие влияние первых двух факторов.

Помимо того, внутренними факторами, которые могут приводить к совершению преступлений, являются:

- потребность в престиже и самоуважении (у делинквентов она завышена по сравнению с законопослушными детьми). У несовершеннолетних правонарушителей потребность социального престижа теряет свою направленность, перерастая в низшую форму самоутвержения, когда индивид удовлетворяется тем, что становится объектом внимания других людей;

- потребность в риске. По мнению И.Ю. Борисова, целью риска является получение чрезвычайно сильных, амбивалентных переживаний, возникающих в момент опасности;

- эмоциональная неустойчивость (у девиантных подростков чаще всего эмоциональная сфера преобладает над рациональной, а отрицательные эмоции над положительными);

- агрессивность;

- наличие акцентуаций характера (к группе риска относят гипертимную, истероидную, шизоидную и эмоционально-лабильную акцентуации);

- отклонения в психическом развитии;

- низкое самоуважение и неадекватная самооценка.

Для работы с девиантными детьми и выявления у них склонности к правонарушениям, важным является понимание их потребностей. Конечно же, невозможно выявить какие-либо специфические антисоциальные или преступные потребности, т.к. их просто не существует. У детей с делинквентным поведением имеются самые обычные общечеловеческие потребности, однако они деформированы по своей направленности и интенсивности. Так, важно понимать, что у ребенка, проявляющего насилие, потребность в общении деформируется в насилие над окружающими (например, дерганье за косички понравившуюся девочку). Потребность в самоутверждении видоизменяется у делинквента в брутальность, цинизм, стремление доминировать, применяя силу и унижая другого человека. Потребность в признании сводится к проявлению эгоцентризма, а потребность в уважении – в демонстрацию своего преимущества любой ценой. Потребность в обладании и потреблении – в присвоении желаемого незаконными методами.

Социальными факторами, способствующими возникновению девиаций у детей, являются школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной группы и девиантных сверстников. По статистике, большая часть преступлений, совершенных подростками, — групповые (свыше 70%). В группе снижается страх наказания, резко усиливаются агрессия и жестокость, снижается критичность к происходящему и к себе. Для детей подросткового и старшего школьного возраста яркой особенностью является ориентированность на группу сверстников. Этот естественный процесс, однако, может негативно сказаться на поведении ребенка, если члены группы демонстирируют пренебрежение социальными нормами. 

По сути, такая группа является криминогенной, ведь в ней быстро происходит передача и усвоение преступного опыта, а за счет поддержки друг друга каждый из детей чувствует себя уверенно, личная ответственность перекладывается на группу в целом, что снижает укоры совести, облегчает процесс принятия решения о совершении преступления. В свою очередь такая группа прививает своим членам антисоциальные взгляды и установки, приобщает к преступному образу жизни, перевоспитывает и десоциализирует их.

Преступные группы возникают на основе неформальных объединений в сфере бытового и повседневного общения, формируются благодаря симпатиям, эмоциональной привлекательности, общности взглядов и интересов. И в этом контексте психологу необходимо помнить, что вхождению ребенка в криминогенную группу часто предшествует невозможность приобщения к социально одобряемой деятельности и ценностям общества, неспособность их усвоить, а соответственно, отсутствие адекватного уровня самоутверждения и самоактуализации личности. Как известно, одним из ведущих мотивов поведения подростка (по Кондратьеву М.Ю.) является мотив «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться». На фоне совокупности указанного ребенок начинает общаться в тех кругах, где уровень притязаний реализуется за счет социально неодобряемого поведения. А дальше, в группе, посредством действия психических механизмов заражения и подражания, происходит распространение антисоциальной направленности среди её членов (особенно при наличии у подростка возрастного конформизма, незрелости эмоционально-волевой сферы, некритичности в понимании своих преимуществ и слабостей).

Именно поэтому важным аспектом в деятельности педагога-психолога является работа по формированию у обучающихся адекватных приемов самоутверждения и самореализации. Такая работа может осуществляться как в процессе индивидуальных и групповых консультаций, так и в рамках коррекционно-восстановительной и развивающей работы. Для психологического сопровождения девиантов, обнаруживающих склонность к противоправному поведению, важно помнить, что:

- насильственные преступления большей степенью отличаются аффективной заряженностью поведения, повышенной чувствительностью к межличностному взаимодействию. Дети, их совершившие, часто воспринимают внешнюю среду враждебно, а в своих неудачах винят других. В связи с этим в коррекционные занятия необходимо включать блоки по регулированию эмоциональных состояний и коррекции и саморегуляции агрессии;

- корыстные преступления подростки совершают большей частью не под влиянием эмоций, а в связи со стремлением к непосредственному удовлетворению возникающих желаний и потребностей, хотя им в той же мере, как в предыдущем случае, присуща враждебность к окружающим. В связи с этим, коррекционную работу необходимо направить на выработку «стоп-реакций», на укрепление силы воли детей, повышению уровня ответственности за собственные действия. А с учетом подверженности учащихся групповому давлению (подростковый конформизм), необходимо обучать детей эффективным способам отказа и «нет-стратегиям»;

- изнасилования чаще всего совершают люди импульсивные, с низкой способностью к эмпатии в отношении других, со склонностью к доминированию ради самоутверждения в мужской роли (сексуальные мотивы редко выдвигаются на первый план). Соответственно, для профилактики подобного преступного поведения необходимо включать в коррекционную и развивающую работу занятия, повышающие уровень эмпатии, развивающие способность сопереживать и сочувствовать, учитывать потребности окружающих, умение поставить себя на место другого.

По мнению А.В. Хомич, коррекционно-воспитательная деятельность направлена главным образом, на разрушение определенных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых с целью достижения самореализации личности в обществе». Во время проведения коррекционной работы с детьми, которые уже имеют опыт или прецедент совершения неправомерных действий, фактически проходит процесс его перевоспитания, который характеризуется следующими функциями (по А.В. Хомич):

1. Воспитательная – восстановление положительных качеств, которые преобладали до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.

2. Компенсаторная – формирование стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

3. Стимулирующая – активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности подростка; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам.

4. Корректирующая – исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения.

5. Регулирующая – это способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом. По своим проявлениям регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.

Таким образом, педагог-психолог должен использовать в работе с девиантными детьми (а также рекомендовать педагогам и родителям) следующие приемы коррекционно-воспитательного воздействия:

1. Снижение требований к девианту до достижения социальной и психологической адаптации.

2. Вовлечение подростка в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения.

3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения.

4. Демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.).

В целом, для профилактики противоправного поведения обучающихся, коррекции их делинквентного поведения, необходимо развивать в детях чувство ответственности за свои поступки, повышать уровень их морального сознания, укреплять систему ценностей и жизненных принципов, развивать волевые качества, формировать умение регулирования собственных эмоций. Важно также наладить работу с родителями, проводить среди них просвещение с целью информирования о влиянии семейного типа воспитания на развитие девиантного поведения. Такая форма эффективна как в виде личных профилактических бесед, так и посредством распространения раздаточного материала (памяток, рекомендаций, брошюр), оформления стенда и уголка психолога на соответствующие темы.

Просветительская деятельность психолога должна быть направлена на информирование обучающихся о негативных последствиях отклоняющегося поведения (как для личности, так и для общества), путях недопущения делинквентного поведения, о возможностях противодействия девиациям и т.п. При этом важно помнить, что в случае в аддиктивным (зависимым) поведением подростков, к которому относится алкоголизм, курение и наркомания, слабо эффективным средством являются сообщения о болезнях и смерти. 

В связи с тем, что в переходном возрасте детьми плохо воспринимается информация о болезнях и о возможной смерти, то подростки считают, что это не о них, их это не коснется, не постигнет подобная участь, то, соответственно, видео-ролики и наглядные пособия становятся мало эффективными. 

В данном случае акцент должен делаться на лишение/блокирование важных подростковых потребностей как иллюстрация следствия зависимого поведения. Так, если подросток в этом возрасте более всего озадачен проблемами эффективного общения (социализации), проблемами досуга, сексуальных отношений, то стоит говорить о негативных последствиях именно в этих сферах, о потере друзей, искажении круга общения в связи с приёмом наркотиков, проблемах сексуального плана в связи с употреблением алкоголя и т.д.

В рамках работы по направлению профилактики девиантного, в том числе делинквентного, поведения, педагогом-психологом должна заблаговременно планироваться соответствующая работа. Она, конечно же, зависит от возрастной категории обучающихся, и особенно активно проводится с несовершеннолетними подросткового и старшего школьного возраста. С примерными программами коррекционной работы с несовершеннолетними можно ознакомиться ниже.

Скулкина Е.Н, методист ДРУМЦ ПС СО

Комментариев нет:

Отправить комментарий