26 марта 2020 г.

Дети и деньги. Когда, сколько и зачем?


У многих родителей возникают вопросы, связанные с деньгами: "Давать ли ребенку карманные деньги?", "Нужны ли деньги детям?", "А если давать, то как, сколько?", " Не вредно ли поощрять хорошую учебу деньгами?", "Обязательно ли контролировать их расходы?"

Счастье и жизненный успех приходит к тем, кто умеет не только зарабатывать деньги, но и рационально ими распоряжаться. Поэтому с раннего возраста неплохо было бы научить детей правильному отношению к деньгам. 

С какого возраста нужно давать детям деньги на карманные расходы?
Для того, чтобы ребенок понимал, что это такое, можно давать деньги уже с 3-4 летнего возраста, но не как карманные расходы, а как способ оплаты в магазине, живой товар-живые деньги. Также помогают игры с игрушечными деньгами.

На карманные расходы можно давать деньги с 1 класса вполне. Это первый опыт обращения с деньгами более менее осознанно.

Сколько давать денег? 
Тут все упирается от Ваших доходов и уровня школы, в которой учится ребенок. Если ребенок лидер, можно давать столько денег, сколько дают всем. Если не лидер, можно давать немного больше среднего.

Давать маленькую сумму со строгой оговоркой типа: «На булочку в столовой!» так же вредно, как и вручать деньги без счёту. В обоих случаях у ребёнка почти не остаётся шанса самостоятельно прикинуть собственные потребности. И уж совершенно точно не возникает мотивации ранжировать эти потребности с точки зрения приоритетов. Ведь целевое назначение средств либо излишне жёстко определено (ни на какой другой вариант, кроме «булочки», денег уже не хватит), либо излишне размыто (условно говоря, хватит на всё).

Кроме этого, имеет значение периодичность.Можно давать определенную сумму каждый день, можно давать раз в неделю или даже раз в месяц. Каждый способ развивает разные навыки: экономить, собирать, рационально тратить. 

Нужно ли давать карманные деньги?
Это нужно делать обязательно, это естественный способ обучения взаимодействию с деньгами. 

Имея карманные деньги, ребенок не чувствует себя униженным рядом с другими детьми, когда они покупают себе важные для них безделицы или что-то вкусненькое. Грамотное распоряжение карманными деньгами с детских лет дает опыт планирования личного бюджета, готовит к будущей ответственности по отношению к личному бюджету.

Нужно ли поощрять деньгами за оценки в школе?
Нет, это лишнее. Если давать деньги за оценки, у детей смещается акцент от получения знаний к получению оценки. К тому же, чем ребенок становится старше, тем более изощреннее применяются методы выпрашивания оценок (иногда вообще ребенок ставит себе оценки сам и подделывает подпись).

Нужно ли поощрять деньгами за домашние задания?
Это тоже не обязательно, домашние обязанности это отдельная история. За то, что папа починил кран в ванной, а мама сварила борщ никто деньги не получает. Поэтому, за вынесенный мусор платить не нужно. Но, если вы просите его выполнить что либо за рамками домашних обязанностей, то можно и поощрить.

Вы можете выбрать любые варианты дополнительного заработка, установив его размеры и пересматривая в зависимости от старательности выполнения или иных факторов. Все это научит ребенка тому, что деньги зарабатываются трудом и изобретательностью, а уровень оплаты можно обговаривать.

Когда повышать сумму?
Тут все просто, чем старше, тем больше.

Зачем вообще детям деньги?
Деньги это инструмент, а навыки обращения с деньгами у нас не врождённые. Поэтому очень важно, чтобы родитель научил пользоваться этим инструментом. 

К примеру, детское воровство -  иногда просто искаженное любопытство. "Почему у взрослого есть, а у меня нет?" , "Что это за цветные бумажки о которых так много говорят взрослые?", "Почему все берут, а я не могу?"

Можно ли поощрять или наказывать ребенка деньгами?
В последние годы многие родители выбирают легкий и быстрый путь для достижения ребенком успехов в учебе, поведении, помощи по дому. Хорошо выполнил задание - получи деньги. Но психологи относятся к такому методу настороженно.

Оптимальный выход —  стабильно выделять ребенку небольшой бюджет на карманные расходы. Разрешайте оставлять сдачи из магазина. Это приучит его правильно распределять и экономить личные финансы.

Можно разово поощрить ребенка за хорошее поведение или помощь в быту сверх обычных обязанностей, или наказать рублем за грубость. Так он будет понимать, что при плохом поведении не заслуживает денежного поощрения, что деньги надо зарабатывать.

Как относиться к детским накоплениям?
Желаний обычно больше, чем денег. Помогите ребенку трансформировать его "хотелки" в конкретную финансовую цель. Он должен научиться делать выбор — отказываться от лишнего в пользу чего-то более важного и ценного. Например, не тратиться на шоколадки каждый день, зато в конце месяца купить себе новую игрушку.

Научить детей откладывать на мечту поможет копилка. Это может быть и обычная прозрачная банка (удобно следить, как растет горка монет и купюр) и красивая копилка с машинками или принцессами, и традиционная свинка-копилка.

Следует ли доверять детям покупки?
Когда ребенок накопил, например, на игрушку, дайте ему возможность самому ее оплатить. Он будет гордиться тем, что самостоятельно достиг цели, и запомнит это чувство на всю жизнь.

Уже со школьного возраста детям можно доверять покупки в магазине по списку от родителей. Приучайте их быть разумными и внимательными, сравнивать цены и экономить, но не в ущерб качеству. Сначала это стоит делать в присутствии мамы или папы, а затем и самостоятельно.

Поиграйте в «придирчивого покупателя»: изучите с ребенком предложения разных магазинов, сравните спелость фруктов, свежесть овощей, вес йогуртов и состав пирожных. Покажите, что похожие вещи могут стоить по-разному, и научите выбирать хорошие товары по оптимальной цене.

Между тем ключевой смысл карманных денег заключается именно в том, чтобы научить ребёнка распоряжаться финансами — планировать траты, выбирая первоочередные и второстепенные, создавать накопления. Поэтому каждый транш, по крайней мере, в первое время, пока ребёнок не научится проводить подобные подсчёты самостоятельно, должен сопровождаться словами: «Давай подсчитаем, сколько денег понадобится тебе завтра и на что».

Комментариев нет:

Отправить комментарий