29 апреля 2020 г.

О дистанционном обучении и личностных качествах человека


Разработанные рекомендации школам и колледжам/техникумам о том, как использовать дистанционные образовательные технологии, позволяют решить многие организационные и содержательные задачи перехода образовательных организаций на такой формат обучения. 

Кроме технических и организационных проблем, кроме проблем с выбором педагогами средств и способов дистанционного обучения, этот переход, несомненно, выявил проблему психологической готовности обучающихся, педагогов и родителей к такому формату обучения.

Вынужденный массовый переход школ, учреждений СПО и ВУЗов на дистанционное образование с еще большей остротой актуализирует проблему учебной мотивации обучающихся. Контролирующая функция педагога, доминирующая в массовой школе (особенно в начальной и в средней) и в системе СПО, при дистанционном обучении закономерно теряет свои возможности и свое значение.

Вопрос «Как сделать так, чтобы обучающийся сам чувствовал свою ответственность за свое обучение, был не объектом, а самостоятельным субъектом образования?» в реалиях дистанционного обучения становится наиважнейшим. Доступ обучающихся к многообразию образовательных электронных платформ и цифровых инструментов не является ключевым фактором успешности.
При дистанционном обучении возрастает значимость таких «сквозных» личностных качеств обучающихся, как ответственность, самостоятельность, осознанность, реалистичность, целеустремленность, эмоциональная уравновешенность, инициативность, вовлеченность, потребность в саморазвитии. Эти качества актуализируются и развиваются, прежде всего, в пространстве отношений между педагогом и обучающимся, между обучающимся и его родителями.

С позиции современного транзактного анализа в представленных характеристиках можно отчетливо увидеть качества «Взрослой» части личности.

Согласно этому подходу, личность (эго) человека – это система, состоящая из трех частей: «Родитель», «Взрослый», «Дитя» («Ребенок») – модель «Р-В-Д». В каждый момент времени любой человек находится в одном из этих трех эго-состояний.

«Родитель» – это повелевающая часть личности: контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество. Различают две формы проявления «Родителя»: «Заботящийся» (любовь, поддержка, ласка, опека и т.п.) и «Критикующий» (запреты, критика, «жесткие советы», санкции, «наезды», негативные оценки и т.п.). Качества «Критикующего Родителя»: требовательность, консерватизм, ригидность, категоричность суждений, жесткая ориентация на правила, нормы, стереотипы. Основная эмоция – критикующий гнев. Главный тип коммуникации – «Ты-высказывание».

«Дитя» («Ребенок») – это аффективные комплексы, связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Две формы проявления: «Свободный» (позитивный) – творчество, игра, любопытство, спонтанность; и «Адаптивный Ребенок» (Негативный).

«Негативный Ребенок» – это безответственность, зависимость, эмоциональная неустойчивость, склонность к фантазированию, склонность переживать такие «детские» чувства, как вина, обида, паника, страхи, неуверенность, растерянность, беспомощность, отчаяние и т.п.

«Взрослый» – это адекватное восприятие внешней и внутренней реальности, чувство ответственности за свой выбор и за свои ошибки (отличие от чувства вины), эмоциональная устойчивость, независимость, гибкость, компетентность, осознанность. Ресурсность, стрессоустойчивость «Взрослой» части основывается на безусловном восприятии себя как уникальной позитивной ценности. Главный тип коммуникации – «Я-высказывание».

Чем модель «Р-В-Д» может быть полезна для повышения эффективности дистанционного обучения? 

В транзактном анализе взаимодействие изображают в виде структурной диаграммы, где векторами обозначаются сообщения (вербальные, невербальные), которыми обмениваются участники:

Соответственно, сообщения бывают:
  • пересекающимися – неустойчивыми во времени (конфликтогенными);
  • параллельными – устойчивыми во времени (стабильными).
Взаимодействие родителя, педагога с обучающимся с позиции «Критикующий Родитель» автоматически актуализирует и поддерживает у последнего состояние «Негативного Ребенка». Особенно это легко происходит, если эта позиция у обучающегося уже привычная.

Актуализация «Негативного Ребенка» имеет определенные последствия: безответственность, несамостоятельность, отсутствие осознанности, критичности, зависимое поведение обучающегося, чувство вины, повышенная эмоциональность, «детские» реакции в поведении, примитивные защитные механизмы.

Таким образом, актуализация и развитие «Взрослых» качеств личности обучающегося возможно только при условии, что педагоги и родители находятся во взаимодействии с ним в позиции «Взрослый».

Смена модели отношений «Родитель-Ребенок» на модель «Взрослый-Взрослый» - это переход от контролирующего, манипулирующего общения к общению помогающему, поддерживающему, ценностно-уважительному.

Отношения «Взрослый-Взрослый» – это сотрудничество, равноправное взаимодействие, диалог, ценностное принятие и поддержка школьника, студента со всеми его достоинствами и недостатками. Такой диалог – это взаимодействие без манипулирования, с прозрачным, «контрактным» разделение ответственности. По сути, это субъект-субъектные отношения.

Соответственно, для формирования «Взрослых» качеств в общении с подростками/студентами важно:

Родителям:
  • быть помощником и союзником ребёнка;
  • вместо критики применять информирование («Я-высказывание» вместо «Ты-высказывания»);
  • в невербальном поведении (интонация, поза, мимика) проявлять «Взрослые», а не «Родительские» реакции (спокойный доброжелательный тон, позиция на равных и т.п.). 
  • замечать свои симбиотические проявления по отношению к ребенку и минимизировать их (отделять свои потребности и чувства от чувств и потребностей ребенка);
  • применять техники активного слушания; использовать парафраз как основной прием;
  • используя эмпатию, помогать ребенку говорить о его чувствах;
  • говорить о своих чувствах, повышая доверие и открытость в отношениях;
  • стимулировать, поддерживать проявления ответственности и самостоятельности.
Педагогам:
  • создавать и поддерживать доброжелательную атмосферу доверия и сотрудничества;
  • применять методы, актуализирующие инициативу и самостоятельность обучающихся (проектная и исследовательская деятельность, групповая работа и т.п.);
  • актуализировать рефлексию обучающихся;
  • использовать персонализированный формат обучения, при котором сам школьник/студент самостоятельно и осознанно выбирает свой «маршрут» образования;
  • минимизировать риски создания ситуаций «выученной беспомощности»;
  • быть готовым принять помощь обучающихся;
  • рефлексировать свое отношение к обучающимся.
В условиях цифровой трансформации современного образования взаимоотношения всех его субъектов не теряют значения, скорее – наоборот. В недавно опубликованном «Манифесте гуманистической педагогики 21 века», который подписан мэтрами отечественной педагогики, подчеркивается необходимость перехода от традиционной «фабричной» контролирующей педагогики к гуманистической педагогике сотрудничества, ответственного партнерства, к педагогике, где личность всех субъектов образования – главная ценность и главный ресурс. 

Современное образование в любом формате (очное, заочное, дистанционное), может быть эффективным, если ориентировано на помощь обучающемуся в его взрослении.


Автор: Истомин Владислав Викторович

Комментариев нет:

Отправить комментарий