13 октября 2020 г.

Не хочу и не буду! Что такое детская лень и как ее побороть?


Что делать, если лень-матушка мешает детям учить уроки и заставляет отлынивать от домашних обязанностей? О том, ленив ли на самом деле ваш ребенок, рассказал основатель Центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин.

Дети не ленивые!

Нужно понимать, что лень — это предустановленная любому человеку программа сохранения энергии (собственно, важнейшая для выживания). Обычно про лень мы говорим, когда кто-то что-то не делает. Однако к ребенку это относится в меньшей степени — он то как раз энергию не экономит. Много ли вы видели детей, лежащих на диване (в отличие от взрослых)? Уложить их спать — вот настоящая проблема многих родителей! Тогда в чем выражается лень ребенка, если он постоянно носится, как заведенный?

Обычно родители называют ленью нежелание ребенка делать то, что им нужно. С активностью ребенка нет проблем, то есть лени, как таковой, нет. Ребенок просто не делает необходимые, с точки зрения родителей, действия. Зато все, что интересно ему самому, он выполняет (играет на компьютере, задает вопросы, бегает, прыгает, смотрит мультики). Назревает вопрос: а отчего вообще мы делаем какие-то определенные действия? За это отвечают два основных вида мотивации.

Мотивации процесса и достижения

Мотивация достижения работает, когда мы делаем что-то ради конечной цели (добиться повышения на работе, заработать миллион рублей за год, похудеть к лету, выздороветь, накопить на отпуск мечты в Новой Зеландии и т.д).

Но ребенок сам себе целей не ставит, и воля у него не сильно развита. Работать ради какой-то заоблачной цели он не будет. Во-первых, он не приучен, а во-вторых, цели у него никакой нет. Зарабатывать не нужно, учиться тоже не нужно, выполнять какие-то обязанности — аналогично. Это надо вам, как человеку, который эти цели поставил. Поэтому говорить: «Делай домашнее задание, чтобы хорошо окончить школу, поступить в институт и найти приличную работу» бесполезно. 

Процессная мотивация — другое дело. Она работает, когда мы делаем что-то из-за самого процесса, от которого моментально получаем удовольствие. Например, кому-то нравится вязать, и он вяжет не ради победы во всемирном конкурсе по вязанию, а для души. Мы получаем от деятельности подкрепление: радость, похвалу (внешнюю или внутреннюю). Именно на это и нужно ориентироваться с ребенком, постепенно воспитывая мотивацию достижения.

Подробнее о процессной мотивации

Важнейшая ее часть — подкрепление, с которым, кстати, в нашей культуре очень тяжело. Почти любой родитель или преподаватель будет с большим энтузиазмом указывать на ошибки и недочеты, чем хвалить за хорошую работу (почему-то считается, что дети и так должны учиться!). 

Поэтому, первая рекомендация — хвалите, хвалите и еще раз хвалите (даже за мелочи). Важный момент: чтобы ребенок имел похвалу от вас (внешнюю) или от себя самого (внутреннюю), у него должно что-то получаться. Это значит, что уровень сложности должен быть ему по силам (т.е. ребенок не должен преодолевать проблему из последних сил). Но как быть, если хвалить не за что? Проблема может быть глубже:
  • дети не умеют учиться, как бы им не объясняли;
  • психические процессы (память, внимание, мышление) не тренированы;
  • имея пробелы в более раннем материале, при всем желании, они не смогут учиться хорошо (и лень тут не при чем).
Пробелы накапливаются, сложность растет от класса к классу. Прибавляется опыт выученной беспомощности (когда от ребенка мало что зависит, и он не пытается ничего изменить). Именно по этим причинам дети с возрастом становятся все более «ленивыми» (а не потому, что что-то меняется в самом ребенке). 

Как побороть эту «лень»?

Поймите: у ребенка нет цели учиться, потому что ничего хорошего он не получит (пятерки не являются для ребенка ни подкреплением, ни целью). Поэтому нужно «давать» цель и договариваться (например, так: «Ты делаешь домашнее задание сам целую неделю, а я в воскресенье покупаю тебе любую пиццу из любимого кафе».

Если ребенок очень ленив, нужно понимать, что у него нет ни возможности успешно учиться в школе, ни желания, ни цели, ни удовольствия от процесса. Соответственно, все это ему надо ему вернуть. Как это делается?

Технология называется — "перезапуск". 

Вы заключаете договор, по условиям которого он начинает изучать технологии обучения, тренировать память, внимание, мышление на простых и понятных упражнениях коротким маленькими блоками, которые у него легко получаются.

Ребенок приучается работать, появляется мотивация. У него начинает получаться, а вы его хвалите.

Изучив новые технологии обучения во время этих мини-тренировок, нужно убрать пробелы в непонятном предмете (начните с самых ранних классов, как только предмет появился в школе). Проходите учебник, используя новые технологии: работая с карточками (механизм описан в статье на примере таблицы умножения), доводя до автоматизма выученное, рисуя майнд-карты.

Таким образом, вы на большой скорости дойдете до текущего класса, отработав технологии, потренировав память, внимание, мышление и ликвидируете все пробелы.

Теперь ребенок может получать удовольствие от процесса. Чтобы закрепить результат и показать ребенку позитивный опыт достижений, подключайте договор (как мотивацию) не только в начале тренировок, но и в учебной деятельности.

Источник: https://7days.rul

Комментариев нет:

Отправить комментарий