В свете реализации образовательной политики РФ, в частности, «Концепции дошкольного воспитания» остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач. В ФГОС дошкольного образования определены целевые ориентиры социально-коммуникативного развития: необходимо развивать воображение, фантазию, творчество, коммуникативные навыки (умение вести диалог, отвечать на вопросы, активно действовать в мире, свободно общаться со сверстниками и со взрослыми). Главная проблема, с которой сталкивается педагог-психолог, — это проблема успешной социальной адаптации детей.
Каковы же пути решения? Социально-коммуникативное развитие дошкольников немыслимо без активности, игры. Детское творчество характеризуется гибкостью мышления, способностью оперировать новыми идеями, умением видеть вещи в новом значении. Необходимо выполнение творческих заданий, включение занимательности в содержание НОД, применение дидактических игр, то есть, все то, что заинтересует, замотивирует детей и будет развивать их социально-коммуникативную компетентность. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему и видоизменяющим свое настоящее. Обязательные признаки творческой деятельности — новизна, преобразование явлений и предметов, оригинальность.
Одна из игр в арсенале педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения — «Друдлы» (слово состоит из совмещения английских слов «каракули» и «загадка»). Это черно-белые картинки-загадки, при первом взгляде на них совершенно невозможно точно сказать, что это такое. Игра предназначена для групповой или индивидуальной работы, она дает неограниченное пространство для полета фантазии, воображения и творчества детей.
Игра «Друдлы» развивает речь ребенка, стимулирует мыслительную деятельность, пространственное мышление, познавательную активность детей. Она заставляет мозг перелопатить тонну информации, чтобы соотнести образ с изображением на картинке. Смысл игры заключается в том, чтобы придумать как можно больше вариантов, научиться видеть необычное в обычном.
Ход игры с детьми средней и подготовительной группы детского сада
Предложите ребенку нарисовать на листе бумаги то, что он захочет.
На другом белом листе вы черным карандашом рисуете линии, кляксы — все, что приходит в голову.
Предложите ребенку поменяться рисунками. На рисунке ребенка подрисуйте линии своим черным карандашом так, чтобы эти линии не соприкасались с общими линиями рисунка ребенка.
Теперь снова предложите ребенку поменяться рисунками. Вы берете в руки уже свой раскрашенный рисунок и отдаете рисунок ребенка ему снова.
Обратите внимание на свой рисунок: в ваших фигурах и линиях ребенок увидел что-то свое и начал раскрашивать. Если вы спросите, как называется рисунок, ребенок вам скажет его название.
Посмотрите внимательно на рисунок ребенка и спросите, как называется его рисунок. Вы увидите, что ваши линии и фигуры, которые вы ему подрисовали, удачно «вписались» в его творение. Задавайте ребенку вопросы о том, что за линии, что нарисовано, что бы он еще нарисовал?
Во время совместной работы и обсуждения происходит общение на тему, которая интересна и взрослому, и ребенку. Прекрасное занятие для развития коммуникативных и творческих способностей у детей.
В «Друдлах» можно использовать и картинки, заготовленные заранее (рис. 1).
Рисунок 1. Варианты друдлов
Выбрав одну картинку, ребенок должен подобрать объяснение к ней. Объяснения можно давать по очереди — тогда выигрывает тот, кто придумал свою интерпретацию картинки последним. Возможен и другой вариант, когда ребенку предоставляется серия готовых друдлов, а задача ребенка — составить рассказ или сказку, дополняя каждую карточку деталями. Получится цепь последовательных картинок.
Результаты
Сейчас многие дети дошкольного возраста не могут самостоятельно связно и достаточно подробно рассказать о том, что они нарисовали. Затруднения вызывает и построение диалога. Ребята ограничиваются простыми односложными предложениями: «Домик, солнце, я иду с мамой...»
В такой ситуации «Друдлы» оказываются очень ценными помощниками в работе педагога-психолога в детском саду. На первых этапах игры, конечно, возникают небольшие трудности: дети с непривычки могут видеть в рисунках-друдлах лишь «полосочки, круги, треугольники…». Но не стоит сдаваться, вновь и вновь следует играть с этими «каракулями». Несколько раз подряд рассматривайте одни и те же картинки. И с каждым разом дети могут увидеть все больше вариантов, все больше смогут рассказать о том, что они увидели. Можно предлагать развернуть картинку, чтобы получилось совсем иное изображение. Постепенно можно вводить новые друдлы. И дети уже активно будут включаться в игру.
Следующим этапом работы с детьми игры станет рисование картин из предложенных друдлов. психолог раздает нарисованные ею друдлы, а дети подрисовывают что-то свое. В результате получаются очень интересные картины, которые обсуждаются коллективом (рис. 2).
Рисунок 2. Варианты работы дошкольников над друдлом №2
Результаты:
- развитие у детей образного и логического мышления,
- расширение сознания, снижение боязни проявлять инициативу,
- повышение интеллектуального уровня,
- развитие воображения,
- развитие коммуникативных навыков и речи в целом, так как во время рисования я говорю о том, что рисую. При занятиях с ребенком в паре без общения не обойтись.
После нескольких занятий с применением друдлов ребенок-дошкольник преодолевает скованность, застенчивость, постепенно развивает логику мышления, речевую и общую инициативу.
Эта техника не имеет возрастных ограничений, помогает общению взрослых и детей, дает возможность вместе пофантазировать и посмеяться.
Давайте вместе учиться видеть необычное в обычном!
Автор Анискина Е.А. https://www.psy.su/feed/8656/
Комментариев нет:
Отправить комментарий