Наверное, почти все уже родители школьников и даже дошкольников слышали про понятие психологической готовности к обучению. Даже оформляя медицинские документы перед поступлением в школу, есть в этих документах графа, которую заполняет педагог-психолог, вот этот специалист и определяет ту самую психологическую готовность к обучению.
Но что же такое эта самая психологическая готовность к обучению, говоря простым языком?
Под «психологической готовностью к обучению» понимается состояние, при котором ребёнок полностью личностно готов перейти в новую сферу общения и жизнедеятельности и способен постепенно переходить к освоению новой для него учебной деятельности.
Психологическая готовность включает в себя:
личностную — готовность ребенка принять новую для себя роль школьника;
интеллектуальную готовность — это не только умение считать, писать, но и желание узнать новое, умение учиться, любознательность;
эмоционально-волевую готовность — способность ребенка напряженно учиться, делать то, что просит учитель, а не то, что захотелось ребенку, умение учиться в коллективе, а также радостное ожидание начала обучения в школе, сформированность эмоциональных свойств личности (умение сочувствовать, сопереживать и др.). Проводя такого рода консультирования, конечно же в первую очередь обращается внимание на весьма " грубые" нарушения:
резко суженный запас общих знаний и узкий кругозор, что может быть как проявлением педагогической запущенности, так и следствием задержек развития ( умственного, речевого).
слабо развитая мелкая моторика, что называется не то, что " курица лапой", а " нездоровая курица левой лапой".
выраженные нарушение памяти, внимания, мышления, а то и вовсе невозможность полноценно усвоить инструкцию и выполнить последовательно несколько действий и ряд других "серьезных" признаков.
Но такие отклонения, к счастью, встречаются не так часто. Худо-бедно, дети ходят в детские садики или на подготовку к школе и научаются там. Но бывает, встречаются негрубые и разрозненные "отклонения" (недоовладение какими-то навыками) на фоне в большей или меньшей степени выраженной эмоционально-волевой незрелости. Говоря по-русски, когда ребенок не наигрался и игровая деятельность его привлекает куда больше учебной, когда усилия для выполнения сложной/монотонной работы иссякают едва начавшись, когда тетрадки и учебники летают по комнате, а слезы то и дело застилают глаза.
Как тут быть родителям, которым бабушки говорят - оставь ребенку детство, учитель на подготовке - да ничего, у меня полгруппы такие, воспитатель - Вы с ним/ ней построже и всё, а сотрудницы с работы - мой пошел с шести - и ничего - отличник, нечего пересиживать???
Конечно, универсального ответа для всех, когда ребенка лучше отдать в школу, нет. Но ответ можно найти, только внимательно и беспристрастно посмотрев на самого ребенка. Какой у него уровень развития? Есть ли мотивация и какого она характера? Насколько он зрел неврологически? Что там с медицинским анамнезом, а что с типом воспитания в семье? Будет ли ему полезной сейчас школьная нагрузка или через год он перенесет адаптацию и усвоит школьную программу легче.
Современная школа принимает учеников с 6 лет 6 месяцев до 8 лет и когда это случится в конечном счете решают родители и здорово, если родители "видят и слышат" своего ребенка, а не чьи-то иные голоса, установки, советы, а то и стечения обстоятельств.
Ведь нет вообще готовности, а есть готовность определенного ребенка к определенным условиям обучения с определенным учителем и школьным коллективом по определенной программе обучения в конкретной школе. Только учитывая индивидуальные особенности ребенка, можно помочь ему как можно легче начать новый жизненный этап под названием «Школа».
Автор: врач-психотерапевт Строкова Елена Валерьевна
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить