18 января 2022 г.

Актуальные аспекты социально-психологической работы по профилактике социально опасного положения семей


В соответствии с Законами Донецкой Народной Республики «Об образовании», «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», образовательные организации всех типов и форм собственности выявляют и ведут учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими среднего общего образования.

Несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении: 
  • обучающиеся (воспитанники), склонные к девиантному поведению; 
  • обучающиеся (воспитанники) образовательной организации, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершающих правонарушение или антиобщественные деяния; 
  • обучающиеся (воспитанники) которые в силу своего психофизического развития не в состоянии соответствовать социальным требованиям, адекватно реагировать на окружающих. 
Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая обучающегося (воспитанника), находящегося в социально опасном положении, а также семья, где родители (законные представители) обучающегося не исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на его поведение либо жестоко обращаются с ним.

Асоциальная семья – семья, в которой нарушаются права ребенка. 

Основными критериями, по которым семья может быть отнесена к категории, находящейся в социально опасном положении: 
1. Жестокое обращение с ребенком, представляющее опасность для его жизни и здоровья. 
2. Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего. 
3. Отрицательное влияние родителей на ребенка (употребление алкоголя, аморальный образ жизни, употребление наркотических средств). 
4. Вовлечение ребенка в совершение противоправных или антиобщественных действий (в употреблении спиртного, наркотиков, в занятие попрошайничеством, проституцией). 

Для нормального развития человека любого возраста необходимы  постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные отношения с окружающими. Правильно построенные отношения с ребенком помогают родителям успешно преодолевать проблемы семейного воспитания. К сожалению, это происходит не всегда и не во всех семьях. Проблемы неблагополучия в семье, безнадзорности при дееспособных родителях, проблемы жестокого обращения с детьми не теряют актуальности и в настоящее время, несмотря на большой комплекс государственных мероприятий, проводимых в этом направлении. 
 
Время показывает, что родители, которые неправильно строят свои отношения с детьми, не умеют использовать приемы воспитательного воздействия, подают отрицательный личный пример, однако считают себя сведущими в вопросах воспитания,  не осознают своих ошибок. При этом большинство таких родителей не приходят в школу. В этих случаях, классному руководителю, социальному педагогу, школьному психологу необходимо установить с ними тесный контакт. 
 
Недостатки семейного воспитания можно преодолеть лишь в том случае, если меры воздействия на родителей выбраны в соответствии с их индивидуальными особенностями, осуществляются на протяжении длительного периода времени и по определённой системе. Для того чтобы знать, как именно работать с данной  семьёй, надо всесторонне изучить ее. Выявить положительные и отрицательные особенности внутрисемейных отношений, определить реальные пути их оздоровления. Работа психологических служб образовательных учреждений направлена на коррекцию детско-родительских отношений и реабилитацию семьи. 

Чем глубже степень семейного неблагополучия, тем более закрытой для внешнего мира она становится, тем сильнее нарушено поведение детей, тем труднее оказывать помощь такой семье, особенно в условиях образовательного учреждения. 
 
Задача осложняется еще и тем, что родители из семей с тяжелой степенью неблагополучия неохотно вступают в контакт со школой (или вообще не вступают), могут игнорировать или демонстрировать открытую враждебность. 
 
Безусловно, существует причинно-следственная связь между, например, алкоголизмом родителей и проблемным поведением, и нарушениями развития у детей. Однако при работе с семьей следует обращать внимание не только на недостатки, которые привели  к возникновению проблемы. Педагоги и специалисты системы сопровождения не могут изменить тяжелое прошлое семьи (алкоголизм нескольких поколений, тюремные заключения, разводы, смерти, тяжелые болезни) … Все это уже произошло и наложило отпечаток на поведение членов неблагополучной семьи. 
 
Но работа строится не только на поиске и устранении причин проблемы, но и на использовании ресурсов семьи. Их бывает трудно увидеть; не всегда бывает сразу понятно, как их можно использовать. Это могут быть незаметные на первый взгляд способности и интересы членов  семьи, сохранные отношения с другими людьми, любовь между детьми и родителями, ресурсами могут быть и особенности характера, которые могли бы помочь человеку измениться. 
 
Часто бывает так, что внутренних ресурсов недостаточно для изменения ситуации. Тогда  целесообразно подумать о внешних ресурсах, которые помогли бы семье преодолеть кризисную ситуацию (материальные ресурсы, помощь в трудоустройстве, эмоциональное принятие, своевременная медицинская или психологическая помощь). 
 
Благодаря целенаправленной работе специалистов, в том числе и педагога-психолога, в школе удалось наладить профилактико-просветительскую работу с неблагополучными семьями. 

Главной целью деятельности специалистов психологической службы учреждения является необходимость своевременной комплексной личностно ориентированной, социально-педагогической, психологической помощи обучающимся в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения. 

Основные направления профилактической работы: 
  • повышение роли семьи в воспитании детей и профилактике девиантного поведения детей (изучение основ взаимоотношений в семье, причин возникновения внутрисемейных конфликтов, возможностей предупреждения и  путей  преодоления, основ семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка, семейного права, нормативных правовых актов, регламентирующих права и обязанности детей и родителей);
  • создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях, морально-психологического климата семьи;
  • предупреждение ошибок в семейном воспитании;
  • формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции;
  • воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства;
  • недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным;
  • недопущение приобщения детей к спиртным напиткам, курению, азартным играм;
  • побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.
 
Психолого-педагогическое просвещение родителей, направленное на повышение психолого-педагогической культуры родителей, ответственности родителей за воспитание детей. 

Формы и методы, используемые педагогом-психологам при работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями
  1. Наблюдение - метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений (действия, движения, речь, мимика) поведения человека без вмешательств в протекание его деятельности. 
  2. Беседа - метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющейся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений.
  3. Анкетирование - метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых. 
  4. Интервью - получение информации с помощью устного опроса. По сравнению с анкетированием предполагает большую свободу опрашиваемого в формулировке ответов, большую развернутость ответов. Виды интервью:
    • свободное интервью (нерегламентированное темой и формой беседы); 
    • стандартизированное интервью (по форме близкое к анкете с закрытыми вопросами); 
    • фокусированное интервью (его целью является сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации; участников интервью заранее знакомят с предметом беседы, вопросы также заготавливаются заранее; каждый вопрос обязателен, хотя их последовательность может меняться); 
    • формализированное интервью (строго регламентировано  детально разработанными вопросником и инструкцией);  интервью с открытыми вопросами (по времени более затратная форма исследования).
  5. Метод 
  6. экспертной 
  7. оценки (МЭО) - о
  8. снован на анкетировании или интервьюировании, с помощью 
  9. которых выявляется информация, отражающая знания, мнения, 
  10. ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности. На практике используется в ситуациях, когда та или иная проблема нуждается в оценке компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. 
  11. Анализ документов - данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер.
    • Документы подразделяются: 
    •  по степени персонификации – на личные и безличные; 
    • в зависимости от статуса документального исследования – на официальные и неофициальные; 
    • по источнику информации – на первичные (включающие данные, полученные на основе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (обобщающие или описывающие первичные данные). 
  12. Тестирование - исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. Большинство тестов включает инструкцию для испытуемого по выполнению заданий, собственно само задание, ключ к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интерпретации результатов, методику обучения того, кто будет "читать" тест, инструкцию по повторному заключению.
  13. Биографический метод - это все источники, которые дают возможность с разной степенью глубины и обобщенности выявить специфику жизненного опыта человека в процессе совместной жизнедеятельности с другими людьми, при включении его в какие-либо социальные группы. 
  14. Семейная биография (вариант биографического метода) -  изучение истории конкретной семьи позволяет выявить  внутренние факторы, влияющие на становление и социальное функционирование человека, выделить механизмы трансляции  процесса социализации (стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентаций, жизненных позиций и т.п.).
Формы работы:
  • лекторий;
  • беседа;
  • круглый стол;
  • конференция;
  • семинар;
  • консультирование;
  • педагогический совет;
  • родительский университет;
  • издание информационных листков и буклетов, другой продукции просветительского содержания.
Система работы с семьями, находящимися в социально опасном положении 

Практическая работа с семьей выстраивается в соответствии с выявленными проблемами и направлена на устранение причин их возникновения. После проведения диагностики разрабатывается индивидуальная программа или план работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, определяются цели и задачи, формы и методы работы, определяются сроки проведения конкретных мероприятий. 
 
Опыт работы показал, что отличительной чертой семьи, находящейся в социально опасном положении, является то, что  первопричины социальной  дезадаптации несовершеннолетних кроются в проблемах семьи  в целом.  С учетом этого обстоятельства практическая работа специалиста по преодолению социальной дезадаптации несовершеннолетних будет неразрывно связана с деятельностью, направленной на изменение ситуации в его семье. 
 
Цели, задачи и содержание воздействия на семью, направленного на оказания ей помощи и преодоление проблем, будут непосредственно определяться причинами их возникновения. 
 
Практическая деятельность позволяет нам выделить наиболее  эффективные методы работы с семьей, находящейся в социально опасном положении. 
 
Беседа.  Этот метод,  во-первых,  дает возможность специалисту выяснить трудности данной семьи или ее членов, т.е. является одним из средств диагностики; во-вторых, становится методом воздействия на семью; в-третьих, выполняет консультативную функцию. Педагог-психолог  должен  уметь:  выстроить  беседу  так, чтобы расположить к себе ребенка, членов семьи; слушать; во время беседы варьировать разные тональности речи, в зависимости от изменения  ситуации;  быть тактичным. Очень важно именно во время беседы расположить к себе семью, дать понять, что вы действительно хотите ей помочь. 

К беседе с семьей необходимо предварительно подготовиться: проанализировать уже имеющуюся информацию, подготовить вопросы, составить план разговора. Вопросы, продуманные заранее, должны вплетаться в ход беседы; их не следует ставить прямо, если они не касаются формальных данных. Если в задачу определенной беседы входит консультация или коррекционное, обучающее воздействие, то психолог должен ясно представлять (продумать) результат встречи. 
 
Метод поддержки.  Применяется,  когда ребенок,  семья  находятся  в  сложной ситуации. Специалист помогает клиенту проанализировать свое состояние, свое положение в жизни,  сформулировать, что нужно в корне изменить, попытаться сформировать жизненную установку. 
 
Метод преодоления конфликта.  Используется,  когда  происходит  конфликт  в семье, в школе, между сверстниками: учитель - ученик, родители - ребенок, родители - учитель, ребенок  - ребенок. Прежде всего, педагог-психолог выясняет, что привело к конфликту. Следует представить себя в данной ситуации и постараться не делать поспешных выводов. Нельзя втягивать в конфликт новых участников - это усложнит решение проблемы. Специалист должен спокойно проанализировать мнения конфликтующих сторон, продумать этапы разрешения конфликта, найти положительные точки соприкосновения конфликтующих (чаще всего  –  это  общая деятельность) 
 
Консультирование.  По содержанию консультирование может быть:  социально-правовым; социально-педагогическим; социально-психологическим; информационным. 
 
Содержание практической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, как уже говорилось выше, определяется характером ее проблем. 
    Будут ли результаты?

    Часто, начиная работу с семьей, мы хотели бы в скором времени получить результат. Опыт показывает, что мы бываем слишком нетерпеливы и отсутствие результата считаем основанием для прекращения работы «по-хорошему» и начала работы «по-плохому». Тогда к семье начинают применять (от отчаяния и возмущения) карательные меры - с исключениями детей из школы и направлениями их в специализированные учебные заведения, со штрафными санкциями для родителей, с ограничениями и лишениями родительских прав. Однако в результате этих мер изменения в лучшую сторону наступают далеко не всегда; нередко и без того тяжелое положение усугубляется еще больше.

    Серьезные изменения требуют времени. Как на протяжении многих лет формировался дисфункциональный способ поведения членов семьи, так не за один день семья перестраивается и начинает пробовать жить иначе. Человек должен созреть для изменений, а это долгий процесс, причем большая часть этого процесса происходит во внутреннем мире человека, не проявляясь поначалу внешне. Когда же изменения становятся заметны, то об их устойчивости все равно говорить рано: требуется значительный период времени для того, чтобы новые способы поведения стали привычными. На этом пути возможны «срывы», возвраты к старому, которые не следует расценивать как тщетность всех приложенных усилий. 

    Следует отметить, что при работе с семьей используются принципы индивидуального подхода, то есть ставятся те цели и задачи, которые адекватны потребностям именно этих родителей и детей со всей историей их неблагополучия, со всеми их недостатками и достоинствами. 
     
    Проблемы неблагополучной семьи невозможно решить силами одного специалиста. Педагог, работающий с семьей, должен хорошо знать все ресурсы своего района и округа. Только слаженная работа  команды  специалистов может  изменить  к лучшему сложившуюся ситуацию и сохранить семью. 

    В работе школы с родителями не всегда удается добиться желаемого результата. Но, если последовательно и настойчиво использовать все вышеперечисленные меры воздействия, улучшение обстановки в семье произойдёт. Необходимо лишь настойчиво стремится к положительному результату, используя весь доступный арсенал психологических мер, проявляя внимание, настойчивость и педагогический такт в решение сложных проблем семейного воспитания. 
     
    Ребенок, в отличие от большинства детенышей животного мира, для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но он также нуждается в общении с близким, любящим его человеком. Через это общение и происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность переживать, любить, понимать себя и другого человека, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребенка, осознании ее смысла. 
     
    Но часто и самим родителям нужна поддержка  –  психологическая и материальная. Для того, чтобы прокормить семью, приходится работать с утра до вечера. Общение с детьми сводится к минимуму, а нередко раздражение из-за накопившихся проблем и неудавшейся жизни проявляется в форме насилия над ребенком, “уходом” в алкоголь, в наркотики. Дети неохотно говорят об этом, стыдятся родителей, а иногда не воспринимают поведение родителей как насилие. 
     
    Дети могут жить под одной крышей с родителями, но между ними  – пропасть. На такое отношение ребенок может ответить  только одним  –  собственным неблагополучием, которое может проявляться в самых разных формах: детское бродяжничество, наркомания, проституция, воровство. Что же делать нам, взрослым, с детьми, которых уже искалечило наше безрадостное время? 
     
    Что делать с семьями,  где  господствует  безнадзорность,  с  семьями,  в  которых злоупотребляют алкогольными напитками? Чем может помочь такой неблагополучной семье общеобразовательная школа? 
     
    Как правило, нужно хорошо владеть информацией о детях, контингенте родителей. В школе о семьях в социально опасном положении нужно собирать еще с первого класса: информация может поступать от родителей, родительского комитета, от медицинского работника школы, который сотрудничает непосредственно с поликлиникой по микрорайону школы. 
     
    Создавая систему помощи детям и подросткам нужно исходить из того, что ребенок нуждается прежде всего в семье. Только семья может создать условия для полноценного развития ребенка, и никакие другие социальные институты не могут заменить ее. 
     
    Нормативные документы+методические материалы:








































    Комментариев нет:

    Отправить комментарий