8 августа 2017 г.

Школьный буллинг. Профилактика


     
Как показывает практика психологов, детская и подростковая жестокость – это огромная проблема современности. 
Огромную проблему являет собой буллинг в подростковой среде, так как растущие дети имеют определенные особенности характера, среди которых сложность и противоречивость.На этом этапе частенько закладывается жизненная программа, ведь единожды усвоив позицию «жертвы» либо «агрессора», подросток будет следовать ей всю жизнь. Предупреждение буллинга помогает понизить масштабность данного негативного явления, а также немного сократить перечень задействованных в нем лиц с обеих сторон. 
      
    Практически в каждом классе   есть  ученики, которые становятся  объектами  насмешек и открытых  издевательств.  Школьная травля не является чем-то  уходящим-приходящим: боль и унижения часто продолжаются  по  несколько лет, а то  и до окончания школы.  Самое главное, что проблема  в том, что в группе риска может оказаться практически любой.  Что же это за явление такое, в котором    учащегося  называли раньше «белой вороной», «козлом отпущения»,  жертвой  «школьной дедовщины»   а теперь  жертвами  буллинга?
     Буллинг (bullying,  от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) определяется как притеснение, дискриминация, травля.  Дэвид  Лейн и Эндрю Миллер определяют  буллинг  как длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому  ребёнку (другим детям).
      Буллинг - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях.
  Буллинг – явление массовое. Согласно статистическим данным, приводимым зарубежными учёными,   школьному   буллингу в той или иной форме подвергается от 4 до 50 % детей. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда систематическая травля со стороны одноклассников приводит к фатальному исходу(о чём говорилось выше).
   Мотивацией  к  буллингу  могут выступать чувство неприязни, нейтрализация соперника, восстановление  справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, зависть,  самоутверждение, месть,  и  даже  удовлетворения  садистских  потребностей отдельных личностей.
    Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, вымогательство, физические и психические  унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Були или буллеры (зачинщики  травли)  чрезвычайно изобретательны.

      Существуют  основные типы  буллинга:

  • Физический. Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством.
  • Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (кража и порча личных  вещей).
  • Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.
  • Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.
       Типы буллинга связаны с социальным статусом ученика-жертвы. Отверженность ребёнка в школе проявляется   актами насилия или травли, а также   неприятием  и игнорированием его.  Неприятие существует двух видов:  пассивным  и  активным. Игнорирование и неприятие показывает ребёнку, что он лишний в этом коллективе, а если нужен, то только в виде «козла отпущения».
      Социальная  структура  буллинга   включает в себя три элемента:  преследователя (буллера), жертву и наблюдателя.  Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были),  учёные отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.

            Какие дети становятся булли (буллерами)  – преследователями?
      По  данным  норвежского  психолога Дана  Ольвеуса, автора книги  «Буллинг  в  школе: что  мы  знаем  и  что  можем  сделать»:
1. Дети, уверенные в том, что «господствуя» и подчиняя,  гораздо легче будет добиваться своих целей.
2. Дети, которые не  умеют сочувствовать своим жертвам.
3. Физически  сильные  подростки.
4. Дети легко  возбудимые  и очень импульсивные, с агрессивным поведением.
           Инициаторами травли также могут быть дети:
-          мечтающие   быть лидерами в классе;
-          желающие быть в центре внимания;
-          с высоким уровнем притязания;
-          уверенные   в своём превосходстве над жертвой;
-          дети, не признающие компромиссов;
-          агрессивные дети, самоутверждающиеся  в жертве;
-          интуитивно  чувствующие- какие одноклассники не окажут сопротивление;
-          со слабым самоконтролем.
-           
       В  школьном  буллинге чаще всего участвует целая группа детей. Если лидер-буллер, то остальные – последователи инициаторов травли  одноклассников.
«Союзники» буллеров  чаще всего дети:
-          боящиеся быть на месте жертвы;
-          не желающие выделяться из толпы одноклассников;
-          дорожащие своими отношениями с лидером ;
-          поддающиеся  влиянию   «сильных мира сего » в классе;
-          не умеющие  сопереживать и сочувствовать другим;
-          без собственной инициативы;
-          принимающие   травлю за развлечение;
-          дети жестоких родителей;
-          озлобленные  ровесники, мечтающие  взять реванш  за  свои  унижения;
-          из неблагополучных семей, испытавшие страх наказания.
Агрессивный или  гиперактивный школьник, предчувствуя  возможность стать жертвой буллинга, сам становится его  инициатором. Типичных  жертв школьного террора нет. Любой ребёнок может быть  изгоем.
Чаще всего жертвами буллинга становятся дети (по мнению  психолога  Дана  Ольвеуса):
-          тревожные, несчастные, с низкой самооценкой, не уверенные в себе;
-          не имеющие  ни одного близкого друга, предпочитающие общение со взрослыми людьми;
-          пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые;
-          склонные  к  депрессии и  чаще  сверстников  думающие  о самоубийстве;
-          мальчики, физически слабее, чем ровесники.

Особенности детей, являющихся  провокативными  жертвами, поведение их вызывает раздражение у одноклассников и учителей:
-          гиперактивность  и  повышенная возбудимость;
-          плохая успеваемость;
-          ябеды;
-          дети с синдромом дефицита внимания;
-          любимчики учителей;
-          дети, которые с трудом  усваивают  чтение и письмо;
-          дети гиперопекаемые родителями;
-          воображалы;
-          хвастуны;
-          «белые вороны» во внешности (например, заячья  губа, необычная форма ушей, сколиоз, шрамы, очки,  тики, косоглазие,…)
-          неопрятно одетые или же  наоборот;
-          одарённые дети;
-          кичащиеся достижениями своих родителей;
-          не имеющие электронных новинок или же дети, имеющие самые дорогие из них, не доступные другим детям;
-          интроверты с затруднённой коммуникацией;
-          часто болеющие дети и пропускающие из-за этого уроки в школе;
-          необычная манера речи, «необычное» в однокласснике с точки зрения его соучеников (а это, как выи  понимаете, может быть что угодно);
-          дети, не умеющие за себя постоять из-за своей деликатности или психологических особенностей;
-          дети другой национальности, непопулярной в данное время в стране,…

Три  главных фактора, помогающих  найти детей группы риска по буллингу:
1. «Провоцирующие  особенности жертвы» - всё, чем отличается.
2. «Множественный стресс» - и  дети изгои,  и  жертвы имеют множество проблем: от социального  неблагополучия и конфликтов в  семье, до плохого здоровья, затруднений коммуникации со сверстниками.
3. «Стигматизация – национальные и физические особенности ребёнка.

Жертвы буллинга чаще всего скрывают свои проблемы от взрослых. Только во время кризисных и экстремальных ситуаций, суицидальных попытках, родственники узнают правду. Как же узнать  по поведению вашего ребёнка, если какие-то признаки школьной дедовщины?

Особенности поведения жертв буллинга дома (мнение  доктора психологии США Тэда Фейнберга):
1. Ребёнок неохотно идёт в школу и очень рад любой возможности не ходить туда.
 2. Возвращается из школы подавленным.
3. Часто плачет без очевидных причин.
4. Никогда не вспоминает никого из одноклассников.
5. Одинок.
6. Очень мало говорит о своей школьной жизни.
7. Его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.
       
      Родители должны обратить внимание на изменение в  поведении  ребёнка (агрессивность,  обидчивость,  раздражительность). Школьник не хочет поддерживать разговоры о дедовщине в школе, не желает вспоминать о насилии. К сожалению, ужас и страх, перенесённый таким ребёнком, может преследовать его долгие годы, проявляясь в  постстрессовых  расстройствах.

      Сторонние наблюдатели  буллинга – дети и  взрослые, боящиеся  вмешиваться, показывают   при этом своё бессилие или безразличие. К сожалению такими наблюдателями, крайне редко, но бывают и педагоги, считая что невмешательство  способствует взрослению ребёнка и приобретению им опыта мужественности .И это совершенно неправильно, так как  при невмешательстве  в школьный   буллинг, он  расцветает. Если же предотвращать это, террор уже в зачатке  чахнет после единичной попытки. К сожалению, бывает и насилие педагога над учениками, но крайне редко. Случаи единичны и их сразу искореняют.
       
       Каковы последствия буллинга?
       Иногда последствия террора продолжаются у жертвы всю жизнь, калеча  и продолжая испытания. И возможно даже развитие серьёзного посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), которое включает 5 фаз развития:
1. Фаза отчаяния – повышенный уровень тревожности, когда  ребёнок ещё плохо осознаёт происходящее с ним.
2. Фаза отрицания – попытка вытеснить из памяти происшедшее с ним. Могут появиться соматические расстройства, бесчувственность и бессонница.
3. Фаза навязчивости или депрессии. Смирение с происшедшим насилием на фоне эмоциональной лабильности, нарушения сна и плохого настроения.
4. Фаза прорабатывания того, что произошло, с осознанием причины происшедшего.
5. Фаза завершения – появляется надежда на будущее.
      
      Возможна впоследствии и армейская дедовщина,  и  дедовщина на работе. Самое главное, если буллинг был прерван в самом начале, то последствия минимальны в виде слабых негативных эмоций.
      Школьный  буллинг – явление системное и комплексное. Поэтому, кроме врачей, психотерапевтов, психологов, которые занимаются, как правило, уже с  теми детьми, которые подверглись травле и издевательствам со стороны своих сверстников и одноклассников, к изучению и профилактике этого явления должны,  подключиться школьные учителя и социальные педагоги.
                                                                              
       На сегодняшний день не существует единой общепринятой стратегии по профилактике такой жестокости, тем не менее, существуют определенные методики, дающие положительные результаты. Наиболее эффективная программа такого типа была создана еще более двадцати лет назад. Она основывается на четырех основных положениях, которые должны учитываться в школьной и домашней среде. Во-первых, взрослые должны относиться к подросткам тепло, с положительным интересом и настоящей увлеченностью. Во-вторых, в школе и дома должны соблюдаться твердые рамки и ограничения неприемлемого поведения. В-третьих, важную роль играет последовательное применение нефизических акций не карательного типа, которые являются ответом на неприемлемое поведение либо нарушение правил. В-четвертых, у ребенка в близком окружении должны быть люди, которые обладают авторитетом и представляют собой пример для подражания. 

          Данная программа должна действовать на общешкольном и классном уровне, кроме того ее следует применять в семье. Конечно, такие методики не представляют собой ничего сенсационного, однако они конкретизируют в себе множество разработок психологов. 

        Использование такой программы помогает снизить количество жертв и агрессоров в подростковой среде примерно на треть, а то и на половину. Кроме того такой подход помогает снизить уровень общих показателей по антисоциальному поведению, среди которых воровство, вандализм, а также прогулы уроков и даже пьянство. 



       Рекомендации  учителям

       Педагогам нужно создавать в учреждении полную нетерпимость к любым актам насилия. При этом крайне важно осуществлять наблюдение за всеми возможными местами свершения буллинга, это могут быть холлы, комнаты отдыха, столовые и пр. Кроме того крайне важную роль играет проведение соответствующей воспитательной работы в классах, используя режим свободной дискуссии. В учебном учреждении необходимо разработать соответствующий кодекс, а педагоги-психологи и социальные педагоги помогут своевременно выявлять нарушения. Эти специалисты также призваны организовывать группы поддержки для пострадавших от буллинга, а также группы для работы с агрессорами. 



       Особенности работы с агрессорами

       Нужно учитывать, что при работе с буллерами (агрессорами) разрешается критиковать, а также корректировать поведение, но ни в коем случае не переходить на личности. Нужно учитывать, что такие дети и подростки обычно теряют интерес совершать насилие, если находят в своем учреждении какое-то достаточно осмысленное, а также ценное занятие для себя, в котором они способны проявить свой потенциал, а также пережить чувство успеха. 
       Санкции являются отличным средством, чтобы дать ребенку понять, чем может быть чреват его свободный выбор. Если взрослый выдерживает такие ограничения, это учит подростка нести ответственность за свои поступки. 
       Нужно учитывать, что ответственность за нормальные отношения между детьми и взрослыми лежит исключительно на представителях старшего поколения. Также рекомендуется использовать разные правила для регулировки жизни ребенка в школе, а также в домашних условиях, при этом такие нормы не должны противоречить друг другу. 


       Неправильные методы ведения беседы с детским коллективом содержат следующие моменты: неэффективный вызов жалости, определение проблемы травли как личной проблемы жертвы, долгие объяснения случившегося, признание правомерности правил игры «бей или ударят», обвинения или наказания. Последнее — пример насилия уже со стороны учителей, поскольку наказывать можно, но в очень крайнем случае. 



       Правильные методы включают:

  • Разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание. До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.
  • Влияние на агрессора извне. После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит рефферентная группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, исподволь формируя общественное мнение.
  • Привлечение авторитетного союзника. Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. Если придет такой же по значимости для них учитель, вся беседа не будет иметь смысла.
      План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты:

  1. Прямота. Называем проблему своим именем — это травля, гнобление. Не стоит ходить вокруг да около, дети этого не любят. Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного человека. Насилие похоже на инфекционную болезнь, которой заболел коллектив, и нужно всем заботиться о здоровье внутри их группы. Отношения стоит содержать в чистоте так же, как лицо и одежду.
  2. Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. Этот метод можно применить наедине с агрессором или с учителями, если они не понимают серьезности происходящего: «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.
  3. Введение новых правил поведения и ответственность. Предложите альфам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за новшества. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции. Что касается изменений, то они могут коснуться досуга в свободное школьное или внешкольное время.
  4. Помощь специалиста. Пригласите психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.
       Бессилие учителей перед буллингом не означает, что бороться с насилием в школе нельзя. Существуют простые методы преодоления травли, но не всегда педагоги считают нужным их применять. Поэтому на родителей ложится сложная задача мотивировать школу обеспечивать детям физическую и психологическую безопасность в своих стенах.
       Школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где альфой выступает сам учитель. При этом не важно, обладает педагог положительным авторитетом или тиранит детей. В первом случае он может эффективно пресекать проявления насилия, опираясь на уважение и любовь учеников. Во втором дети вынуждены сплотиться, чтобы противостоять давлению, на междоусобицы не хватает энергии. 


       Рекомендации родителям

       При хороших, доверительных отношениях в семье никаких ухищрений для обнаружения школьного неблагополучия не потребуется. Ребенок о своих проблемах расскажет сам. Но у всех детей разные характеры, и существует «возраст молчания», когда о своих неурядицах чадо предпочитает не говорить. 


 В этих случаях придется ориентироваться на косвенные признаки:

  • Внешние проявления. Частые синяки и ссадины, порванная и грязная одежда, испорченные книжки и тетради. Нежелание ходить в школу, странные маршруты в обход.
  • Изменения характера. Раздражительность, вспыльчивость, грубость по отношению к младшим и родителям.
  • Одиночество. Нет друзей среди одноклассников, они отсутствуют в френдах в социальных сетях. Никто из класса не приходит в гости, не заходит по дороге в школу или обратно. 
        В этой ситуации очень важна психологическая помощь родителей. Они должны помочь ребенку справиться с проблемой таким образом:

  1. Общение. Прежде всего, нужно объяснить ребенку, что он не виноват в том, что с ним происходит. Назвать явление тем, чем оно является — травлей. И пообещать помочь справиться. Сын или дочка могут быть категорически против вмешательства, дети боятся усиления давления и издевательств. Но этот момент придется преодолеть. Поможет условие: или разговор с учителем, или другая школа.
  2. Поддержка. Важно выслушать жалобы и эмоционально посочувствовать ребенку. Надо не анализировать и не оценивать его рассказы, а просто быть на его стороне. Даже если имеется понимание, что сын или дочка отличаются от других, провоцируют агрессию и поступают неправильно. Провоцировать на насилие может только агрессия. Ребенок не бил никого и не обзывал, значит, и никто не имеет права обижать его на том основании, что он не такой.
  3. Разговор в школе. Чтобы прекратить буллинг в школе и насилие, при разговоре с педагогами называйте вещи своими именами и требуйте этого от них. Нельзя употреблять обтекаемые определения вроде «не сложились отношения», «никто не дружит». Надо сразу говорить: это травля, унижение, издевательство. Задача родителя — найти человека, который назовет происходящее своим именем остальным. Если учитель рассказывает о недостатках ребенка вместо того, чтобы признать факт травли, нужно идти дальше. Завуч, директор, ГОРОНО — такой человек обязательно найдется, и вряд ли школа захочет выпускать конфликт из своих стен.
        Родителям нужно научить своих детей рассказывать им обо всех проявлениях буллинга. Подростки могут довериться и другим взрослым, которым они доверяют. Нужно помочь детям находить друзей, предотвращать возможный буллинг и сохранять самооценку на высоком уровне. Ребенок также должен научиться задиристости, уверенности и настойчивости, и проявлять такие качества хотя бы внешне. Если же подросток является по своей сути агрессором, рекомендуется направить его энергию в мирное русло – дать возможность выразиться в спорте, культуре и пр. 


       Психологический климат в детском коллективе не является показателем успешности учебного заведения, но сильно влияет на его положительный образ в среде родителей. Профилактикой буллинга в школе не занимаются, поэтому педагоги и психологи вынуждены работать уже со случившимися случаями насилия. Здесь больше внимания обращают на успеваемость, результаты контрольных и олимпиад.




       Главная профилактическая мера буллинга в школе — это подбор грамотной команды педагогов. Учитель должен не только в совершенстве владеть своим предметом, но и уметь работать с детским коллективом. Без авторитетного взрослого с детским насилием справиться нельзя.


      Наиболее удачное время для профилактики насилия — младшая школа. Задача — научить детей положительному взаимодействию. Лучше, если роли альфы (лидера) и аутсайдеров жестко не закреплены, а иерархия в классе гармоничная. Это возможно, если маленький коллектив живет не только учебой, но и какими-то другими делами: конкурсами, соревнованиями, совместно организованным досугом, отдыхом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий