Новые цели образования,
обусловленные внедрением новых образовательных стандартов, объективно выводят
на первый план особый вид деятельности педагога-психолога –
психолого-педагогическое сопровождение, которое предполагает опору на развитие
устойчивости самосознания подростка и его личностное развитие, способствующее
самоопределению в актуальной жизни, самоутверждению и самореализации, а также
формированию положительной
«Я-концепции».
Основной целью психологической
службы общеобразовательной организации является создание условий для
личностного, интеллектуального и социального развития детей, охраны
психологического здоровья всех участников образовательного процесса, а также
оказание психологической помощи, поддержки всем участникам образовательного
процесса в соответствии с целями и задачами системы образования.
Психолого-педагогическое
сопровождение старшеклассников – это создание условий для развития жизненных
навыков, необходимых для успешной социализации в социуме.
Психолого-педагогическое
сопровождение образовательной деятельности всегда персонифицировано и
направлено на конкретного учащегося, даже если педагог работает с группой.
Субъектами
психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной
деятельности учащегося являются: классный руководитель, педагог-психолог,
социальный педагог, медработник, а также родители и родственники учащегося.
Субъектом психолого-педагогического сопровождения является и сам учащийся,
который имеет свой опыт обучения, взаимодействия со взрослыми, другими
учащимися, свой особый характер личностного и индивидуального развития.
Особенности конкретного ребенка
влияют на содержание и формы психолого-педагогического сопровождения его
индивидуальной образовательной деятельности.
Суть идеи
психолого-педагогического сопровождения – комплексный подход к решению проблем
развития. Понимание психолого-педагогического сопровождения процесса
саморазвития личности как деятельности субъект-субъектной ориентации позволяет
интенсифицировать процессы самопознания, творческой самореализации и
приобретает особое значение в образовательном процессе.
Интенсивное развитие теории и
практики психолого-педагогического сопровождения связано с расширением
представлений о целях образования, в число которых включены цели развития,
воспитания, обеспечения физического, психического, нравственного здоровья учащихся;
превентивная и оперативная помощь в решении их индивидуальных проблем.
Психолого-педагогическое
сопровождение – это целостный и непрерывный процесс изучения личности
учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах
деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе,
осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в
ситуациях взаимодействия. Это система профессиональной деятельности педагога-
психолога, направленная на создание социально-психологических условий для
успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного
взаимодействия.
Сопровождение рассматривается как
процесс, как целостная деятельность педагога- психолога, социального педагога в рамках которой могут быть выделены три
обязательных взаимосвязанных компонента:
1. Систематическое отслеживание
психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития
в процессе школьного обучения. Предполагается, что с первых минут нахождения
ребенка в школе, начинает бережно и конфиденциально собираться и накапливаться
информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития, что
необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого
школьника. Для получения и анализа информации такого рода используются методы
педагогической и психологической диагностики. При этом психолог имеет четкие
представления о том, что именно он должен знать о ребенке, на каких этапах
обучения диагностическое вмешательство действительно необходимо и какими
минимальными средствами оно может быть осуществлено. Он учитывает также, что в
процессе сбора и использования такой психолого-педагогической информации
возникает множество серьезных этических и даже правовых вопросов.
2. Создание социально-психологических условий
для развития личности учащихся и их успешного обучения. На основе данных
психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы
психологического развития ребенка, определяются условия его успешного обучения.
Реализация данного пункта предполагает, что учебно-воспитательный процесс в
общеобразовательной организации построен по гибким схемам, может изменяться и
трансформироваться в зависимости от психологических особенностей тех детей,
которые пришли обучаться в данное заведение. Кроме того, известная гибкость
требуется от каждого педагога, так как подходы и требования к детям тоже не
должны быть застывшими, не должны исходить из какого-то абстрактного
представления об идеале, а ориентироваться на конкретных детей, с их реальными
возможностями и потребностями.
3. Создание специальных
социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в
психологическом развитии, обучении. Данное направление деятельности
ориентировано на тех школьников, у которых выявлены определенные проблемы с
усвоением учебного материала, социально принятых форм поведения, в общении с
взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии и прочее. Для оказания
психолого-педагогической помощи таким детям должна быть продумана система
действий, конкретных мероприятий, которые позволяют им преодолеть или
скомпенсировать возникшие проблемы.
В соответствии с этими основными
компонентами процесса сопровождения выделяется несколько важнейших направлений
практической деятельности педагога-психолога в рамках процесса сопровождения:
Ø школьная прикладная психодиагностика,
Ø развивающая и психокоррекционная
деятельность,
Ø консультирование и просвещение педагогов,
школьников и их родителей,
Ø социально-диспетчерская деятельность.
В самих направлениях,
сформулированных в общем виде, нет ничего нового. Однако каждое направление
обретает свою специфику, получает конкретные формы и содержательное наполнение,
включаясь в единый процесс сопровождения.
Содержательные следствия идеи
сопровождения
Что именно нужно знать о
школьнике для организации условий его успешного обучения и развития?
В самом общем виде
социально-психологический статус школьника представляет собой систему
психологических характеристик ребенка или подростка. В эту систему включаются
те параметры его психической жизни, знание которых необходимо для создания
благоприятных социально-психологических условий обучения и развития. В целом
эти параметры могут быть условно разделены на две группы.
Первую группу составляют
особенности школьника. Прежде всего, особенности его психической организации,
интересов, стиля общения, отношения к миру и другое. Их нужно знать и учитывать
при построении процесса обучения и взаимодействия.
Вторую составляют различные проблемы или
трудности, возникающие у ученика в различных сферах его школьной жизни и
внутреннем психологическом самочувствии в школьных ситуациях. Их надо находить
и корректировать (развивать, компенсировать).
И те, и другие нужно выявлять в
процессе работы для определения оптимальных форм сопровождения.
Организационные следствия идеи
сопровождения
В организационных вопросах
особенно ярко проявляется психотехнический потенциал идеи сопровождения, так
как появляется возможность выстроить текущую работу психолога как логически
продуманный, осмысленный процесс, охватывающий все направления и всех
участников школьного взаимодействия. Этот процесс опирается на ряд важных
организационных принципов, касающихся построения школьной психологической
практики. К ним относится системный характер ежедневной деятельности
педагога-психолога, организационное закрепление (в перспективных и текущих
планах работы педагогического коллектива школы) различных форм сотрудничества
педагогов и педагога-психолога в вопросах создания условий для успешного
обучения и развития школьников, утверждение важнейших форм психологической
работы в качестве официального элемента учебно-воспитательного процесса на
уровне планирования, реализации и контроля за результатами и др.
Психолог получает возможность
профессионально определиться в отношении всех участников школьной системы
отношений, построить с ними успешные взаимоотношения. Выражаясь традиционным
языком, психолог получает представление о том, кто является, и кто не является
объектом его практической деятельности.
Правда, более уместно было бы
говорить о клиенте школьной психологической практики. В качестве клиента
школьного психолога выступают либо конкретный школьник, либо группа школьников.
Что касается взрослых участников учебно-воспитательного процесса – педагогов,
администрации, родителей, – они рассматриваются
как субъекты сопровождения, участвующие в этом процессе вместе с
психологом на принципах сотрудничества, личной и профессиональной
ответственности.
Наряду с педагогом-психологом,
ребенка по пути развития ведут специалисты разных гуманитарных профессий
(педагоги, медицинские работники, социальные педагоги и воспитатели, социальные
работники) и, конечно, его родители.
В решении проблем конкретного
школьника или при определении оптимальных условий его обучения и развития все
заинтересованные взрослые совместно разрабатывают единый подход, единую
стратегию психолого-педагогического сопровождения.
Исходным положением для
формирования теоретических основ психологического сопровождения стал личностно
ориентированный подход, в логике которого развитие понимается как выбор и освоение субъектом тех или иных
инноваций, путей профессионального становления. Естественно, каждая ситуация
выбора порождает множественность вариантов решений, опосредованных
социально-экономическими условиями. Сопровождение может трактоваться как помощь
субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за
действия в котором несет он сам.
Важнейшим положением данного
подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал субъекта,
следовательно, на его право самостоятельно совершать выбор и нести за него
ответственность. Однако декларация этого права еще не является его гарантией.
Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив
профессионального становления необходимо научить человека выбирать, помочь ему
разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать
первые шаги.
В процессе развития самосознания центр тяжести
для старшеклассника все более переносится от внешней стороны личности к ее
внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в
целом. Потребность разобраться в своем поведении, оценить его с точки зрения
соответствия или несоответствия внешним требованиям реализуется
старшеклассником в процессе самоанализа.
Обычно самоанализ не является
самоцелью и беспредметным «самокопанием». Он возникает как реакция на
неудовлетворенность собственными психологическими особенностями.
Чувства старшеклассника в
отношении себя очень разнообразны, они не являются пассивным, страдательным
состоянием, а приобретают новое значение и смысл в его психической жизни,
становятся способом выявления, уточнения, осознания основных интересов,
своеобразным регулятором его отношения к людям — к взрослым, товарищам, лицам
другого пола.
Многообразные формы переживаний
(как положительные, так и отрицательные), связанные с осознанием своих
особенностей, своей ценности, места в коллективе, с осознанием отношений других
людей являются одним из основных внутренних условий формирования самосознания
старшеклассника и в первую очередь его эмоционально-ценностной сферы.
Самопознание старшеклассника, его
отношение к себе, развиваясь в процессе
общения, в ходе различных
видов деятельности, одновременно формируют и более или менее устойчивую
самооценку. Юноша должен регулировать
свое поведение в системе взаимоотношений с другими не только с точки зрения
соотношения отдельных своих поступков с требованиями
окружающих, но и с
точки зрения соответствия
своих требований к самому себе.
Неудовлетворенность этими
требованиями связана с различного
рода напряженными
эмоциональными состояниями. Они же в свою очередь являются сигналом для
перестройки поведения, которое в дальнейшем, особенно на стадии становления
новых его форм в качества внутреннего скрытого компонента, необходимо включать
самоконтроль, т. е.
непрерывное прослеживание всех
звеньев поведенческого акта, соответствия целей конечным результатам
действия в случае каких-либо нарушений в системе поведения.
В данный период жизни
самосознание все в большей степени начинает включаться в процесс управления
поведением. Причем в этом процессе участвуют все акты самосознания:
самопознание, эмоционально-ценностное отношение, саморегулирование. Особенно
существенно проявление саморегуляции в такой важной деятельности
старшеклассника как самовоспитание.
Самовоспитание, как
свидетельствуют многочисленные исследования, впервые становится возможным в подростковом возрасте. Оно подготавливается
соответствующим уровнем общего психического развития, в частности развитием
интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов и соответствующим уровнем
развития отдельных сторон самосознания — самопознания, эмоционально-ценностного
отношения к себе и саморегулирования. Обладая такой психологической готовностью
к более полному восприятию требований жизни и осознанию своего положения во
внешнем мире, своей ценности, старшеклассник пытается изменять себя,
самосовершенствоваться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий