10 ноября 2017 г.

Программа по подготовке учащихся к предметным олимпиадам и конкурсам

Необходимость психологической работы с учащимися в ходе подготовки к олимпиадам и другим интеллектуальным соревнованиям определяется психологической сущностью самой ситуации олимпиад.
Сама по себе ситуация традиционных олимпиад является стрессовой. И  на это влияют несколько факторов: как правило, они проходят в другой, чужой для ребенка среде, где собрались незнакомые дети; проводят соревнования и оценивают результаты незнакомые взрослые, к тому же не всегда благожелательно настроенные к участникам; решение олимпиадных заданий, как правило, ограничено во времени; влияние оказывает и давление груза ответственности, возложенное на ученика - защитить честь школы, где проигрыш, поражение ребенка является не только личным, но и проигрышем образовательного учреждения.
Стресс может быть связан и с самооценкой участника: насколько я действительно умен, насколько могу справиться и достойно проявить себя. Все эти факторы вызывают тревогу, что может привести к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности, растерянности, и порой даже способному ребенку может быть трудно показать в должной мере знания, умения, навыки и способности. Поэтому в ситуации олимпиад наиболее значимыми оказываются следующие психологические характеристики:
         высокий уровень самоорганизации, организации деятельности;
    высокая и устойчивая работоспособность; высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
        четкость, комбинаторность, нестандартность мышления;
        сформированность внутреннего плана действий;
        сформированность навыков эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивость.

Как мы видим, природа возникающих трудностей не только педагогическая, но и психологическая, поэтому психологическая подготовка участников к олимпиадам представляется необходимой и оправданной.

Основными целями программы являются:
1.      Психологическая подготовка учащихся к ситуации соревнований во время участия в предметных олимпиадах.
2.      Развитие у учащихся психологических качеств, необходимых для успешного решения задач в ситуации повышенных интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок.
3.      Максимальное раскрытие способностей школьников и использование всех личностных ресурсов для получения ими хороших результатов на олимпиадах.
4.      Анализ успехов и трудностей, с которыми столкнулись участники, выявление условий успеха и причин трудностей.

Опираясь на опыт в этой области психологических знаний в основе программы психологического сопровождения учащихся, в процессе подготовки к предметным олимпиадам, использован «Куб личности М. Люшера», предполагающий необходимость поддержки всех сторон личности: физической, интеллектуально-продуктивной, эмоционально-волевой и социально-коммуникативной.

Выделяется 2 основных этапа работы:
I этап - Подготовка к олимпиадам и конкурсам
Основу его составляют групповые тренинговые занятия, направленные на развитие и психологическую поддержку четырех компонентов уже упоминавшегося «куба личности» Макса Люшера, согласно которому однобокое развитие только того или иного компонента может вызвать деформацию личности. И только во взаимосвязанном применении, использовании упражнений этих четырех блоков заключается будущий успех.
Нужно сказать, что немалую роль в развитии этих четырех компонентов личности принадлежит и преподавателям предметных дисциплин.
В развитии интеллектуально-продуктивного компонента большую часть работы берет на себя преподаватель, поскольку именно он готовит ребенка к выполнению заданий олимпиады, то есть отвечает за формирование знаний, умений, навыков. Кроме этого, к этому компоненту можно отнести развитие конвергентного и дивергентного мышления, поскольку зачастую задания олимпиады предлагаются не просто повышенного уровня сложности, но и требующие неординарности, гибкости мышления. Обучение детей способам запоминания, навыкам логической обработки материала тоже представляется важной задачей, поскольку в период подготовки к интеллектуальным соревнованиям ребятам приходится запоминать много информации.
В развитии социально-коммуникативного компонента можно выделить необходимость развития навыков публичного выступления, умения эффективного взаимодействия, умения работать в команде, развития лидерских, коммуникативных, организаторских способностей. Особенную роль приобретают эти навыки и умения в тех соревнованиях, где по условиям организации предусмотрено публичное выступление или командная работа. В последнем случае задачей психолога становится еще знакомство и сплочение участников команды. Впрочем, и в ситуациях традиционных олимпиад навыки эффективной коммуникации необходимы. В работе по развитию этого компонента больше подходят тренинговые методы и психологические игры, позволяющие детям приобрести практические навыки.

Особое значение имеет работа по развитию эмоционально-волевого компонента, так как уже отмечалось, что ситуация олимпиад стрессовая сама по себе, поскольку схожа с ситуацией экзаменов, но усугубляется к тому же незнакомой обстановкой, ограниченностью времени, ответственностью не только за себя, но и за учреждение. Здесь психолог может помочь в создании позитивного эмоционального настроя, снизить страхи, тревоги; обучить эмоциональной саморегуляции, приемам волевой мобилизации, управления психофизическим состоянием. В работе этого блока предпочтительнее групповые психологические занятия с использованием тренинговых методов, методов арт-терапии, психологических упражнений, техник мышечной релаксации.

В меньшей степени, психолог может участвовать в развитии физического компонента, хотя, если вспомнить, что у каждой психологической игры есть несколько развивающих компонентов, пластов, в том числе и физический, и, что эмоционально-волевая сфера тесно переплетена с физическим и психическим здоровьем, то окажется, что психолог может сделать не так уж мало для развития этого компонента.
II этап составляет работа с учащимися после прохождения ими олимпиад, особенно для тех, кто не оказался победителем. Эта работа способствует решению аналитических и реабилитационных задач. Использование рефлексивного подхода позволит проанализировать успехи и трудности, с которыми столкнулись участники, выявить условия, позволившие обеспечить победу, и причины трудностей, выработать рекомендации ребятам и педагогам по дальнейшей работе и использованию полученного опыта участия в олимпиадах.

Основные базовые принципы организации                            социально-психологического тренинга с одаренными детьми

Выполнение заданий высокой трудности. Программа содержит набор достаточно трудных заданий, в ходе выполнения которых периодически неизбежны неудачи и разочарования. Вместе с тем, ведущий, оказывая необходимую помощь группе, добивается того, чтобы в конечном итоге задание оказалось выполненным.

Безопасная среда тренинга. Как ведущий, так и группа в целом оказывает каждому участнику тренинга постоянную эмоциональную поддержку. Соревновательные моменты исключаются, общий принцип: «Мы вместе добьемся победы или вместе проиграем».

Связь опыта, получаемого в группе, с повседневной жизнью. Эта связь обеспечивается обсуждениями, организацией дискуссий, включением в занятия метафор и притч, предлагаемых ведущим.

Специфическая позиция ведущего группы. Ведущий направляет группу, но не мешает проявлениям самостоятельности ее участников.

               Типовая структура занятия
Каждое занятие проводится в стандартной форме по структуре тренингового занятия и включает в себя:
>       организационный момент (ритуал приветствия, разминочные упражнения),
>       основная часть (упражнения, входящие в каждый из 4х блоков - интеллектуально-продуктивный, эмоционально-волевой, социально-коммуникативный и физический),
>       ритуал прощания.

Продолжительность 1 занятия - 1 час 30 минут.

1. Блок «Интеллектуально-продуктивная сфера» - включает в себя задания и упражнения на развитие дивергентного (логического или вертикального) мышления, особое внимание уделяется развитию конвергентного (творческого, горизонтального) мышления. Актуальность развития «горизонтального» мышления лежит не только в рамках выступления и участия на олимпиадах, но и продиктована экономико-социальным заказом времени. Не секрет, что именно сейчас обществу нужны специалисты с творческой жилкой, умеющие гибко и смело решать те или иные вопросы, выходить из трудных ситуаций, вносить новые рациональные предложения в развитие производства и т.д.

Упражнение «Две группы»
Размер группы: 8-15 человек. Время: 15-20 минут.
Ход упражнения: это задание помогает участникам развить внимательность и логическое мышление. Один из игроков - доброволец - выходит из комнаты. В это время группа договаривается о признаке, по которому она могла бы разделиться на две подгруппы. Сначала признак должен быть только визуальным. Скажем, в одном углу сидят люди, носящие очки, в другом - нет. Или в одной группе те, у кого на руке есть часы, в другой –
участники без часов. После того, как разделение произошло, в комнату возвращается игрок, которому предлагается проанализировать «картинку» и на основании увиденного сказать, какой признак лег в основу распределения участников по группам.

На продвинутом этапе можно проводить разделение, основываясь на качествах характера, общности интересов.

Завершающее обсуждение:
         Что вам понравилось в игре?
         Что заставило задуматься над тем, как воспринимает вас группа?


2. Блок «Социально-коммуникативная сфера» - включает в себя упражнения на взаимодействие в группе (эти умения очень важны, так как учащиеся помимо традиционных олимпиад, участвуют и в коллективных конкурсах и соревнованиях); на развитие лидерских качеств; на отработку навыков публичных выступлений.

Лидер - человек, который способен влиять на окружающих, с тем, чтобы добиться эффективно поставленных целей. Лидер - успешный коммуникатор. Ведь в процессе своего влияния на других он обязан быть убедительным, способным изменить мнение и настроение партнеров. Умеет сформулировать задачу, организовать ее решение как групповой процесс, в котором каждый член группы готов участвовать.

Упражнение «Круг и Я»
Размер группы: 8-15 человек. Время: 20 минут.
Ход упражнения: для этого упражнения потребуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру. Участники образуют тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного героя. Ему дается всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, комплименты), искренностью убедить круг впустить его в центр. Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спинами, сжавшись в тесный и сплоченный круг, взявшись за руки... Начали!

Спасибо за смелость. Кто следующий готов померяться с кругом интеллектуальными и физическими силами? На старт. Начали!

Завершение: в конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения игроков.
         Как они вели себя здесь, а как в обычных житейских условиях?
         Есть ли разница между смоделированным и реальным поведением?
         Если да/нет почему?

3.   Блок «Эмоционально-волевая сфера» - включает упражнения на развитие
уверенности в себе; упражнения, способствующие формированию адекватной
самооценки, развитие навыков саморегуляции.

Упражнение «Внушение».
Письменные контрольные работы являются источником давления. Они кажутся детям очень важными, и даже отличники понимают, что им могут задать вопрос, на который они не ответят. Волнение перед данным видом работ может плохо повлиять на способность ребенка ответить на вопрос, который он точно знает, а лимит времени, отведенного на выполнение работы, иногда заставляет детей делать глупые ошибки. Часто встречаются случаи, когда дети запугивают сами себя, когда в голове постоянно крутятся мысли типа: «Я недостаточно занимался, я не знаю правильного ответа, у меня будет плохой результат». Волнение от этого усиливается, и очень скоро ребенок попадает в ловушку запугивания, с трудом сосредоточившись на задании.

Вместо того, чтобы запугивать себя, попробуем заняться самовнушением - заменить волнение и самокритику уверенностью и подбадриванием себя.
         Осознай, что именно ты говоришь, когда запугиваешь себя.
         Поймай себя на мысли: «я не могу», «я не сделаю», «я не буду».
         Замени их на: «я могу», «я сделаю», «я буду».

Напишите четыре запугивающих предложения, а затем замените их на четыре предложения внушения. Например: «Я не буду, это слишком сложно», заменяем на: «Я попробую это сделать». «Я никогда не сделаю это хорошо, зачем пытаться» на: «Я все понимаю, поэтому сделаю это хорошо».

Участники группы придумывают варианты «запугивающих» предложений, затем изменяют их на позитивные.

4.   Блок «Физическая сфера» - включает в себя упражнения на развитие дыхания и
мышечной системы. Они помогают сосредоточиться и сохранить душевное
равновесие. Это медитация - способ соприкосновения с собственной душой и с
великими внутренними ценностями: спокойствием, любовью и внутренней силой.
Медитируя, мы переоцениваем себя, находим пути решения проблем. Очень
хорошо подходят упражнения хатха-йоги. Они укрепляют тело и развивают ум.
Основа йоги - глубокое дыхание, релаксация, медитация и воображение.

Упражнение «Поза горы».
Это упражнение способствует развитию концентрации и самосознания, улучшению осанки.
1.                    Встань прямо. Представь гору. Почувствуй, какая она твердая и крепкая. Подними пальцы ног вверх, не отрывая ступни от пола, затем опусти их. Руки можно сложить вместе на уровне груди.
2.                    Напряги икроножные мышцы. Они стали твердые, как склон горы. Напряги все мышцы ног.
3.                    Представь, что у тебя растет хвост. Он удлиняет твой позвоночник.
4.                    Оставаясь на месте, медленно выгни спину, опуская голову к земле. Дыши ритмично, воображаемый хвост и дыхание удлиняет твою спину.
5.                    Глубоко вдохни грудью. Почувствуй, как она расправляется, когда воздух наполняет легкие.
6.                    Снова напряги ноги, ощути изменения в позвоночнике, шее и голове. Опусти руки вниз и затем медленно приподними их через стороны.


Тренинг является полуструктурированным, т.е. каждое занятие может быть использовано как в готовом виде, так и расширено до нескольких занятий на одну тему в зависимости от актуальности темы для группы и готовности участников. Также ход занятия, набор упражнений и глубина проработки темы могут варьироваться в зависимости от потребностей и готовности участников группы.

План - занятия 1 раз в месяц.


Всего 5 групповых занятий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий