Такой отчаянный вопрос довольно часто задают и дети, и их родители. Необходимость домашнего задания вызывает много споров, и верного ответа на вопрос «А нужно ли оно?», скорее всего, нет.
В разных странах отношение к домашнему заданию разное. Например, во многих школах Финляндии, Испании, Италии на дом ничего не задают, в Израиле домашняя работа появляется только с шестого класса, а вот в Японии размер работы дома очень велик.

«Не могу заставить ребенка сесть за уроки!»
Причин, почему ребенок отказывается садиться за домашнее задание, может быть много:
- Усталость. Проанализируйте график ребенка, есть ли в нем время на отдых – такой, какого хочет он сам?
- Страх. Ребенок уверен, что не справится с заданием, и он выбирает избежать этого любой ценой. Истоком страха может быть, например, реакция окружения на его ошибки (раздражение, высмеивание, дополнительная нагрузка). В этом случае поддержите ребенка, покажите свою веру в него и готовность помочь.
- Недостаток внимания родителей. Возможно, вы очень заняты на работе, ребенок получает ваше внимание (пусть даже негативное) только если «не справляется» с домашним заданием. Конечно, он будет пользоваться этой возможностью. Дайте ему то, что необходимо. Подбодрите, когда он сядет за уроки, скажите что-то приятное, погладьте по голове, побудьте рядом (не вмешиваясь в процесс работы).
- Перенос неблагоприятных отношений с учителем на предмет. Тут важно встретиться с педагогом и проанализировать ситуацию, выработать подход к ребенку.
- «Избалованность». «Не хочу, потому что не хочу!» Здесь можно говорить о личной ответственности за учебу и о последствиях невыполненных уроков, в том числе о лишении чего-то важного, например прогулки по магазинам в выходные, посещения футбольного матча.
- Непонимание смысла. «А зачем мне это?» Это мировоззренческий вопрос, один из самых сложных… Поговорите с ребенком о пользе задания на дом, о важности самостоятельной работы, превратите процесс в игру.
Уже в первом классе (а иногда и раньше) становится понятно, будут ли у ребенка трудности с выполнением домашнего задания.
Существует алгоритм, который действует с ранних лет: «Я делаю сам вместе с родителями (а детям до шести – семи лет очень нравится заниматься чем-то совместно с мамой и папой), получая удовольствие». Ключевое слово – «сам». Родитель – помощник из «зоны ближайшего развития», поддержка.
Важно: не бойтесь давать ребенку возможность ошибаться. Это нормальный процесс научения и развития. При таком подходе ребенок с ранних лет реально учится быть самостоятельным, понимать свои возможности и становится уверенным в своих силах. Если же родитель делает что-то вместо ребенка, то позже в школе возникают проблемы: волокита, слезы, протесты и т. п.
Вместе или вместо?
«Мне проще самой сделать за него это задание, чем объяснить!» – устало сказала мне мама одиннадцатилетнего Вани.
Конечно, после рабочего дня сидеть и разбирать задание, особенно нестандартное, и объяснять такому же замученному ребенку, что от него требуется, сложно. Но, делая что-то вместо ребенка, чему мы его научим?
В этой ситуации важно набраться терпения и позволить ребенку сделать самостоятельно то, что он сможет, а затем проверить и указать на ошибки. Не стойте у него за спиной, не комментируйте, дайте возможность работать самому.
«Двойка» родителю?
Самоанализ: если ваш ребенок в школе за домашнее задание получил двойку, почему вы так расстраиваетесь? Переживаете за ребенка или за себя? Может быть, в вас говорит внутренний ребенок, который получил двойку? Знакомо ощущение, что это вы не доработали? Что вы – плохой родитель?
Эти чувства и мысли разрушают вас, ваши отношения с ребенком (вы же ярко реагируете на «свои» двойки, да и попробуете исправить эту оценку любой ценой), а также отбирают ответственность за учебу у ребенка.
Важно проработать ваши отношения с «оценкой» – либо самостоятельно, либо со специалистом. И помните, вы не участвуете в школьном конкурсе на «лучшую поделку/рисунок/решение задачи»!
Кстати, об ошибках…
Эта часть особенно важна для родителей, чьи дети учатся в начальной школе.
Вспомните, когда ваш малыш учился ходить. Он падал на попу, а что делали вы? Ворчали, что он ничего не может? Кричали? Устало закрывали глаза? Нет, вы умилялись и с улыбкой смотрели на его попытки, пока наконец он не делал первые шаги.
А сейчас, когда ваш школьник делает ошибки, как вы реагируете? Почему ваша реакция из умилительно-снисходительной превратилась в раздражение? Ситуация в целом осталась та же: ребенок учится чему-то новому, ошибаясь и исправляя ошибки. В следующий раз, проверяя домашнее задание, помните об этом.
Реагируя на ошибки криком, разрыванием тетрадей, требованием сделать сначала на черновике, а затем переписать, вы формируете у ребенка тревожность, неуверенность, негативное отношение к учебе, требуя от него аккуратности, которая практически недостижима в этот возрастной период.
У меня есть знакомая мама, которая первые двойки своих детей отмечала тортом. «Что за глупость?! Как так можно?» – могут воскликнуть удивленно или даже возмущенно «ответственные» родители. А мудрый ход в том, что с помощью родителей дети учатся видеть позитивную роль ошибки – «трамплина». Зная, в чем слабое место, мы можем поработать над ним, добиться успеха. При этом сохраняется вера ребенка в свои силы, умение добиваться цели, работать над собой и не бояться провала.
«Пятерка» или хорошие отношения?
Помните анекдот: «Уроки сделаны. Мама охрипла. Дети оглохли. Соседи выучили. Собака пересказала»? К сожалению, это нередкая история. Но стоят ли отношения между детьми и родителями этих пятерок? И кстати, далеко не всегда пятерок.
Подумайте, что для вас в приоритете: здоровый ребенок или невроз, страх перед уроками, конфликты и выполненное задание?
Основная функция родителя – поддерживать ребенка, обращать внимание на его прогресс. Говорите конкретные вещи:
– Ты сегодня сам правильно сделал упражнение! Я горжусь тобой!
– Посмотри, еще недавно ты заходил за поля, а теперь у тебя отлично получается писать ровно. Ты очень стараешься! Я так рада!
Станьте для ребенка помощником и другом, поддержите его:
– Ты выбрал такое интересное решение…
– Мне очень нравится ход твоих мыслей…
Показывайте свою заинтересованность:
– У тебя глаза горят от счастья! Ну-ка, делись…
– Я понимаю, что было трудно. И вижу, что ты приложил максимум усилий.
При неудачах констатируйте их факт, избегая яркого эмоционального подкрепления.
Помните, что дети до 12 лет могут менять и трансформировать свое поведение, ориентируясь только на положительные стимулы.
С чего начать?
Практически любому ребенку, особенно в начальной школе, нужен такой вид помощи, как организующая.
- Обеспечьте режим дня. Оптимальное время для домашнего задания – период с 15.00 до 18.00, после прогулки.
- Помогите правильно организовать рабочее пространство. На столе располагаются только необходимые для конкретного домашнего задания предметы; компьютер, телевизор, гаджеты отключены.
- Оставьте время для отдыха. Ребенку необходимо личное время, когда он просто бродит по комнате, перебирает игрушки, смотрит в окно. Это его способ отдыха, возможность подумать, переработать то, что произошло с ним в первой половине дня.
- Распределите нагрузку. Разбейте подготовку домашнего задания на периоды: 15–20 минут работы – 5 минут отдыха (попил воды, съел яблоко, походил). Для средней и старшей школы периоды работы увеличиваем до 40–50 минут.
- Придумайте ритуал. Именно с него будет начинаться работа. Например, подготовить стол, выпить какао.
Что еще?
Ученики начальной школы очень любознательны и, конечно, любят играть. Вы можете использовать это:
- Проведите соревнование ребенка с самим собой: вместе выберите то, что вы будете развивать, например скорость выполнения домашнего задания, аккуратность, снижение количества ошибок, и создайте «Дневник успеха». Анализируя работу и заполняя дневник, акцентируйте внимание на прогрессе, успехах ребенка.
- Поменяйтесь ролями с ребенком, покажите, что вы тоже не все знаете: «Хм, как интересно… только мне вот непонятно, а как…? Я не разобрался, а как решается эта задача?» Ребенок с радостью начнет вам объяснять что-то, в процессе этого приходя к новым открытиям, осознавая пройденный материал.
Мы обсудили много приемов и подходов. «Помогать или не мешать», каждый родитель решит для себя сам. Самое главное – это знать и учитывать особенности ребенка и помнить, что от вашего отношения к его учебе зависит и то, насколько она будет нравиться школьнику.
Анна Галунчикова
Комментариев нет:
Отправить комментарий