13 февраля 2020 г.

Дислексия. Что это такое? Виды и признаки


Ребенок, страдающий дислексией, до 6-7 лет обычно не сильно отличается от сверстников: играет, мечтает пойти в школу и хорошо учиться, возможно, он немного более активен и неуклюж. Но в начальной школе родители и педагоги замечают, что ребенок затрудняется с чтением: допускает ошибки, не понимает прочитанного и избегает книг. Это может быть признаком дислексии. Что такое дислексия и как узнать, что ребенок дислексик — читайте в этой статье.
Дислексия — это специфическое нарушение способности к чтению, когда при чтении ребенок допускает однотипные ошибки. При этом ребенок может быть полностью интеллектуально развит и не испытывать других трудностей с обучением.

Понять, что такое дислексия обычным людям не просто. По словам дислексика, исследователя проблемы дислексии Рональда Дейвиса, отличие дислексиков от обычных людей в том, что обычные люди мыслят словами, а дислексики — образами. Поэтому, когда страдающий дислексией ребенок сталкивается с словесным описанием предмета или явления, он испытывает трудности. Особенно трудно такому ребенку воспринимать слова, значения которых он не знает, то есть не имеет в памяти образа, такими словами могут быть, в частности, предлоги: "через", "над", "под".
При чтении ребенок-дислексик постоянно сталкивается с трудностями: даже одно слово, которое он не знает (не имеет его образа) разрушает общий образ прочитанного, то есть текст становится полностью непонятным ребенку. Очень часто люди имеют нарушения не только способности читать (дислексия), но и способности правильно писать (дисграфия).

                             Диктант ребенка, страдающего дисграфией. 

Дислексия и дисграфия — нарушения, часто идущие вместе.

В чем проявляется дислексия?

Как правило, нарушение способности чтения связано с проблемами составления слов из слогов (слогосложения), чтения целыми словами, беглого чтения. Дети читают медленно, по буквами или по слогам, пытаются угадать слова, а не прочитать их, переставляют буквы и слоги местами. Все это приводит к тому, что текст зачастую остается непонятным для ребенка. Некоторые дети, доведя до совершенства технику чтения, могут не понимать прочитанное и ответить на вопросы по тексту.

До дислексии нужно «дорасти», в том смысле, что есть начальный период обучения чтению, когда ребенок имеет право читать в медленном темпе и допускать ошибки. Когда ребенок только учится навыку, он имеет право спотыкаться и это не патологическая проблема. Например, учителю, который только выпустил четвертый класс, нужно сменить тактику, перестроиться на обучение первоклашек – они имеют законное право на обучение навыку. Любой навык, в том числе и чтение, сначала осуществляется в медленном темпе, с повторами и ошибками.

У дошкольника и вовсе ведущая деятельность игровая, а не учебная.

Диагностика дислексии

Диагностировать дислексию не просто, потому что проблемы с чтением могут испытывать самые разные дети по разным причинам: слабое умственное развитие, педагогическая запущенность, плохой слух и зрение ребенка, не позволяющее ему видеть буквы, работать с текстом и т.п. Дислексию отличает повторяемость ошибок, их идентичность и стойкость, то есть даже после тренировок (когда еще не проводится коррекционная работа) проблемы остаются.

Дислексия не является психическим заболеванием и диагностируется несколькими специалистами путем проведения различных тестов, включающих тестирование здоровья ребенка (слух, зрение), уровень интеллекта (нет ли умственной отсталости), техники чтения и понимания текста, способности полноценной речи. Диагностику проводят специалисты: отоларинголог, психоневролог, логопед, психолог. Возможно, потребуется, обращение к другим специалистам.

Виды дислексии

Фонематическая дислексия. Наиболее часто встречается у младших школьников, и связана с тем, что ребенок смешивает похожие звуки (глухие-звонкие, твердые-мягкие, звонкие-глухие, например, б-п, д-т, ц-с, ж-ш). Этот вид дислексии выражается в побуквенном чтении, в том, что ребенок при чтении может пропускать буквы и слоги, переставлять их).

Механическое чтение (семантическая дислексия). Ребенок владеет техникой чтения, но не может понять частично или полностью смысла прочитанного. Одна из причин семантической дислексии в том, что слова в предложении для ребенка не связаны, ребенок не может получить общую картину смыслового содержания.

Аграмматическая дислексия, как и аграмматическая дисграфия, связана с проблемами согласования, в частности, существительных и прилагательных, существительных и глаголов, когда не согласуются окончания слов: "красивый кошка", "высокая тополь" и т.п.

Оптическая дислексия. Все буквы состоят из примерно одинаковых элементов: черточек, палочек, кружочков. Оптическая дислексия выражается в том, что дети путают схожие по написанию буквы, буквы, отличающиеся один-двумя элементами или по-разному расположенными в пространстве.

Мнестическая дислексия. Она связана с тем, что ребенок не может запомнить связь между обозначением буквы и звуком, который она "дает" при чтении.

Последствия дислексии

Ребенок с дислексией может испытывать значительные трудности, связанные с невозможностью понимания текста, затратой на чтение большого количества времени, что приводит к дальнейшим трудностям в обучении в школе и вузе. Поскольку дислексики мало читают, у них может быть маленький словарный запас. Дислексикам также свойственны плохая ориентация в пространстве, дезорганизация, проблемы с координацией, заниженная самооценка.

Что делать, если у ребенка дислексия?

Коррекцией дислексии детей и взрослых занимается логопед. В зависимости от вида нарушения применяются свои способы лечения дислексии.

Дисграфия и дислексия, несмотря на свою распространенность, должны корректироваться только квалифицированным специалистом — логопедом. Коррекция может занимать несколько месяцев и даже лет, и отдельные дети никогда не смогут преодолеть этот недуг. Родители могут обратиться к частному логопеду, но в крупных городах и районных центрах есть логопеды в государственных и муниципальных центрах помощи детям.

Логопед сможет продиагностировать ребенка и начать занятия. Они должны быть регулярными. Работа логопеда часто идет в сотрудничестве с родителями, которые могут выполнять со своими детьми какие-то упражнения в качестве домашнего задания.

Ребенок с дислексией — не непослушный ребенок, который не хочет читать, и не умственно отсталый, это обычный ребенок, у которого есть некоторые трудности с чтением. Однако, попадая в нездоровый коллектив, где его недостатки могут высмеиваться, а учитель не всегда может дать индивидуальные задания ребенку, делать пояснения при изучении материала, впадает в депрессию, замыкается в себе, у него снижается самооценка и интерес к учебе и жизни. Такому ребенку, в первую очередь, нужна поддержка взрослых (родителей, родных и учителей), которые будут его любить, ценить и принимать его таким, каков он есть.

В то же время, такого ребенка не нужно чрезмерно баловать и разрешать "отлынивать" от занятий и чтения, не нужно провоцировать низкую успеваемость — такие дети часто не только могут и способны учиться (они полностью развиты), но и способны к неординарным решениям проблем, у них сильно развито воображение, образное мышление, такие дети способны заниматься спортом, танцами, имеют склонность к творческим профессиям.

Метод Рональда Дэйвиса
В интернете есть предложения о лечении дислексии по методу Дэйвиса. Дэйвис, будучи известным архитектором, занимался исследованием проблемы дислексии, потому что сам страдал этим нарушением.

Как родителям понять, что у ребенка дислексия?
Процесс чтения превращается для ребенка в страдание, испытание, страх. Ребенок никак не понимает принцип слогослияния, не может научиться читать, не хочет читать, плачет, читает медленно, и скорость со временем не увеличивается, при чтении много ошибок (читает как будто из середины слова, читает зеркально, пропускает и заменяет буквы).

Основные факторы:
  • «механическое чтение» – непонимание читаемого текста в целом и отдельных предложений;
  • читает только короткие знакомые слова;
  • медленное слоговое чтение;
  • допускает большое количество ошибок (замена гласных, замены согласных, близких по слухо-произносительным признакам, добавление гласных, перестановка звуков, пропуск звуков, слов, словосочетаний), а также, но реже, например, чем у англоязычных детей, «зеркальные» ошибки, инверсии;
  • при чтении перерывы в озвучивании текста;
  • трудности с пониманием текста или отдельных его участков;
  • неспособность пересказать прочитанное;
  • пропускает при чтении слова, не обращая внимания на бессмысленность прочитанного.
Дополнительные факторы и дефициты – не всегда являются признаками заболевания. Если сойдутся несколько пунктов из списка, стоит обратиться к специалистам:
  • часто потирает глаза;
  • чтение под неестественным углом зрения;
  • приближение книги к глазам при чтении (при отсутствии нарушения зрения);
  • чтение одним глазом или закрытие глаз по очереди (при чтении пытается повернуть голову так, чтобы читать одним глазом);
  • жалобы на усталость;
  • головная боль;
  • нежелание выполнять домашнее задание, связанное с чтением;
  • особенности функционирования внимания, памяти, рассеянность, невнимательность, неорганизован, есть сложности с восприятием времени;
  • с трудом заучивает простейшие детские стишки (при этом у него нет проблем с памятью), с трудом распознает рифмы;
  • проблемы с оценкой письменной информации, образами, не связанными со зрительными впечатлениями;
  • незначительные или хорошо заметные нарушения координации в пространстве, замедленные или неуклюжие движения;
  • трудности с освоением орфографии и каллиграфии.
Если учитель считает, что проблемы нет

Как разговаривать родителям с учителем об этой проблеме?

Если дислексия не сочетается с вторичными нарушениями (умственная отсталость, задержка психо-речевого развития), то учителя ничего не должно пугать. Такой ребенок вполне, кроме чтения, может быть успешен по всем предметам.

Если есть сочетание с другими первичными проблемами, тогда нужно привлекать специалистов по решению базовых проблем.

Всем остальным детям с дислексией создавать особые условия обучения, умение подключить сохранные анализаторы (больше заданий устно, там, где ребенок успешен).

Учителям нужно привлекать родителей в союзники, а родителям – учителей, дать правильную аргументацию, что это не учитель виноват, что не научил ребенка навыку чтения, что нужно определиться с диагнозом (если это так), а потом организовывать помощь в жизни.

Активно наступает время инклюзии – все должны жить среди всех. Если у детей есть особые потребности и дефициты, то при этом должна оказываться профессиональная помощь.

Если учитель оказывается против и считает проблему или ужасной, или «не проблемой» – как тут быть?

В любом случае это особенный ребенок, мы как-то должны подстраиваться под него, в то же время дислексия – это не индульгенция для того, чтобы ничего не делать.

Учителю нужно, с одной стороны, помогать, потому что работа по коррекции – это не компетенция учителя. Ребенку понадобятся дополнительные занятия с логопедом, с нейропсихологом, возможно консультирование с врачами – неврологом, офтальмологом и другими.

А если учитель не хочет принимать ребенка из-за субъективных факторов – это конфликтная ситуация. Тут нужно просвещать учителя. Если образовался конфликт, то на помощь должны приходить психологи, доброжелательный административный ресурс.

Вот простые рекомендации, даже их соблюдение поможет ребенку с дислексией:
  • не заставлять читать вслух перед классом;
  • не принуждать писать диктанты в обстановке стресса;
  • задания давать не в письменном виде, а устно;
  • как можно больше использовать в обучении аудиоматериалов и других внешних опор;
  • использовать безотметочное обучение;
  • в основу оценивания класть возможности ребенка, а не нормативы.
В каком возрасте проблема может быть преодолена?

Все будет зависеть от причины. Физиологические проблемы, которые лежат в основе некоторых форм дислексии, могут корректироваться только отчасти и сохраняться на долгие годы, при этом человек может быть успешен и в жизни, и в работе. 

Фонологические проблемы – это огромное количество дислексических ошибок, которые вполне можно преодолеть в начальной школе. Не успели – значит, в средней.

Функция речи (письма) формируется самой последней из всех высших психических функций и базируется на многих других, именно поэтому можно заниматься коррекцией (поддержанием) даже на протяжении всей жизни.

Несмотря на все возможные отрицательные последствия, дислексия, как и дисграфия, не приговор: дети могут быть весьма одаренны в других сферах деятельности, часто они проявляют способности мыслить нешаблонно, образами, творчески. Казалось бы, такая проблема может поставить "крест" на развитии ребенка и его будущем, однако история знает множество выдающихся людей, страдающих дислексией и дисграфией: Уолт Дисней, Альберт Энштейн, Ганс Христиан Андерсен, Генри Форд, а также артисты Шер, Мерлин Монро, Том Круз, Кира Найтли, Дастин Хоффман и другие.

Главное, принятие дислексика таким, каков он есть, оказание всесторонней помощи и поддержки как в развитии других его талантов, так и в коррекции дислексии.

Источник: https://pedsovet.su/publ/156-1-0-5021; https://www.pravmir.ru/disleksiya-chto-eto/

Комментариев нет:

Отправить комментарий