При поступлении в школу в первую очередь важна общая зрелость ребенка. Одним из важных признаком здесь является начало смены зубов. Конечно, у каждого ребенка есть свои индивидуальные особенности, их тоже учитывают. Например, если зубы у ребенка выпадают рано, уже в 5 лет, то это совсем не значит, что он готов пойти в школу. Если зубы еще не начали выпадать к 7 годам, это также не значит, что ребенок не готов к школе. В каждом случае мы обращаем внимание на психофизическое, моторное развитие и на желание учиться. Если ребенку 6,5 - 7 лет и у него меняются зубы, то это хороший признак общей готовности его организма к учебным нагрузкам.

Мелкая моторика развивается при занятиях рукоделием, домашними делами и творчеством, активно задействующим руки: несложное шитье, вырезание ножницами, аппликации из бумаги (очень полезно не резать бумагу ножницами, а рвать ее руками на мелкие кусочки), нарезание ножом овощей и фруктов, вымешивание теста, лепка. Также для развития мелкой моторики рук очень хороши "пальчиковые" игры.


Прекрасная идея - элементарный домашний оркестр, состоящий из шумелок и металлофона. Главное не забывать про радость совместного общения и о ненавязчивости подобных занятий.
Если есть группа детей, нужно позаботиться о том, чтобы они знали и использовали считалки, которые также очень полезны для развития чувства ритма.
Кроме того, нужно помнить и о крупных ритмах в жизни ребенка - ритме дня, ритме недели (разница между тем, что мы делаем и едим в понедельник, а что - в субботу, есть) и ритме года (праздники, сезонная активность, отражение ее в жизни семьи). Все это основано на ритме, который вносит в нашу жизнь порядок и спокойствие.


Разговаривайте с детьми, беседуйте с ними. Комментируйте вслух свои действия, например, "Сейчас я возьму терку и буду тереть морковку". Начните делать это до того, как ребенок научится говорить или даже ходить. Пойте песни, рассказывайте сказки (не только на ночь). Причем одни и те же песни и сказки исполняйте много раз, пока их не запомнят наизусть. И когда запомнят, продолжайте просто так, для удовольствия.
Чтобы радовать вас, а следом за вами и вашего малыша, ваши песни и сказки должны быть "вкусны". Поэтому используйте в первую очередь народные сказки. Если вы достигли таких высот, что сочиняете сказки сами, не забывайте про образность вашего языка. "Девочка была такая маленькая, что могла легко поместиться на ладони".
Сочиняйте сказки вместе с детьми. Можно играть в сочинение сказок. Например, начать так: "Однажды в одном королевстве жил..." Кто может продолжить? Или так: "А знаешь, что случилось с этим великаном однажды?" (Показывая на банку с зеленым горошком.)
Игровая речевая гимнастика тоже не обязательно требует непременного участия специалистов.
Если ребенку уже 5-6 лет, не стоит умиляться его ошибкам в произношении ("тваград" вместо "квадрат" и т.п.), их нужно постепенно корректировать. Вообще, ваша речь является для ребенка образцом для подражания, поэтому не стоит "сюсюкать" даже с малышами - маленькие ушки хотят слышать красоту звучания родной речи.

Если ребенок хочет научиться считать, ему можно помочь в ненавязчивой форме. Имеются ввиду игры типа "Раз, два, три, четыре, пять - вышли пальчики гулять", а не электронный учитель математики. Можно качаться на качелях по очереди, до определенного счета, например, до 20. Можно считать, сколько раз удалось пропрыгать на скакалке.
Если вам хочется решать задачи, делайте это на практике: расставьте тарелки для всех членов семьи, разделите овощи поровну, половину пирога "отвезите бабушке".

Обратите внимание на эстетическую ценность вещей, которые окружают детей. Одежда, посуда, постельное белье, полотенце - важно все. Отвлекитесь от общепринятого мнения и оцените детские игрушки. Достойны ли они жить рядом с вашим малышом? Достаточно ли разнообразны материалы, из которых они, или это только пластмасса? А формы? Не только ли геометрия? Приятны ли цвета и звуки? Электронный визг действует на слух совсем не так, как пение птички. Пойте песни вместе с детьми и без них!
Аналогичные вопросы задайте себе про еду и материалы, из которых изготовлена детская одежда. Обратите внимание на качество иллюстраций в детских книгах. Стандартные развивающие пособия лучше сразу выбросить. Даже такие простые вещи, как раскраски, к сожалению, вредны для развития эстетического чувства, фантазии и творческих способностей детей.
Гуляйте в парке, гуляйте в лесу и на речке, а не только на детской площадке. Пусть вас ведет ваше эстетическое чувство и простой вопрос: "Эта вещь нужна мне для того, чтобы ребенок оставил меня в покое или она действительно полезна ему?"

Сначала потрудиться придется вам, так что нужно быть к этому готовыми. Дети не смогут сразу сами выполнять эти обязанности. Потом они будут делать это после напоминания, может быть, неоднократного. Превосходный результат будет достигнут, если ребенок сможет сам вспоминать о своей обязанности и выполнять ее. Но в процессе этого взрослому придется развить у себя не только волю, но и большое терпение.
Всем нам не редко не хватает времени и сил, но поверьте, игра стоит свеч. То, что разовьется у ребенка, благодаря таким упражнениям, очень ценно в нашем мире. Сильная воля поможет человеку не ограничиваться рассуждениями о недостатках мира, но и действительно что-то самостоятельно делать.
Из Интернета
Комментариев нет:
Отправить комментарий