30 сентября 2020 г.

Формирование гендерной идентичности подростков в условиях семьи


В данной статье обращено внимание на роль семьи и семейных отношений в формировании гендерной идентичности подростков. Также рассматривается взаимосвязь между стилем общения в семье и формированием личностных качеств ребенка. 

Фоном, на котором разворачиваются взаимоотношения подростков со сверстниками, является их отношения с семьей. Реакция подростков на сверстников опосредуется обычаями и культурными традициями той культуры, в которой они выросли. Эти обычаи и традиции связаны с целым рядом факторов, определяющих статус семьи в обществе. 
Умение наладить дружеские отношения приобретается главным образом в семье, существует тесная связь между семейными отношениями и социальной адаптацией подростков. Наблюдения за девушками 15—17-летнего возраста показали, что чувство близости, которое они испытывают по отношению к членам своей семьи, влияет на степень непосредственных контактов со сверстниками. Те из них, кто чувствовал тесную связь со своими родителями, были способны затем устанавливать взаимоприемлемые дружеские отношения. Те же, кто утверждал, что члены их семьи изолированы друг от друга, подобные отношения завязывали редко. В то же время девушки, которые были слишком близки с родителями, тоже с трудом налаживали тесные контакты со сверстниками. Трудно наладить дружеские отношения тем, кто был лишен родительской поддержки. 

Хотя, как известно, в подростковом возрасте зависимость детей от родителей ослабляется, влияние семьи на процесс социализации детей остается одним из определяющих ее факторов. Согласно одному из стереотипов, все подростки находятся в состоянии конфронтации с родителями и их ценностями. Однако это не совсем так. Действительно, юность — это время, когда дети начинают стремиться к независимости. Без способности принимать решения и самому отвечать за свою судьбу подросток не сможет стать зрелой личностью. Однако есть существенная разница между становлением эмоциональной и социальной независимости подростков и неприятием ими родителей и родительских ценностей. Во многих работах представителей социальной теории авторы считают родителей наиболее важными взрослыми в жизни подростка. Среди лиц, которые оказывают влияние на подростка, называются также братья, сестры, тети, дяди.

Среди факторов гендерной социализации семья является наиболее важным и влиятельным. Семья и семейное общение играют особую роль в формировании гендерной идентичности личности на всех этапах ее развития. Огромное значение семьи обусловлено длительностью и частотой семейного общения, его непосредственностью и родством, единством для членов семьи мотивов деятельности, установок, целей и намерений, адекватностью их действий и, что самое главное, взаимной семейной любовью — родителей друг к другу, матери и отца к детям, детей к родителям. 

 Семья является первой и сначала единственной референтной группой для ребенка. С момента рождения его окружает замкнутый круг взрослых, где старший является источником знаний о социальных явлениях. Семья является той первичной социальной средой, с личность непрерывно контактирует в течение всей жизни. Семья образует интимный, личностный мир человека. В ней человек начинает свою жизнь, в ней разделяет его с другими людьми, в ней продолжает себя в детях. Семья одновременно и первичная ячейка общества, и социально-психологическая ниша. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, психологический климат семьи — все это влияет на формирование гендерной идентичности человека, определяя его жизненный путь. 

Существует тесная взаимосвязь между стилем общения в семье и формированием личностных качеств ребенка. В частности, такая взаимосвязь, установлена в исследованиях М.И. Алексеевой, которая изучала влияние стиля общения в семье на активность учащихся, их коммуникативные способности, самооценку. Внутрисемейные отношения выступают важным фактором формирования личности ребенка. 

В связи с гендерной социализацией индивида можно выделить следующие системы семейных взаимоотношений: систему взаимоотношений между супругами и систему взаимоотношений «родители-дети». 

Как показывает практика, а также специальные исследования, особое значение в психосоциальном становлении ребенка и в гендерной социализации в частности, имеют социально-психологические факторы, связанные с особенностями межличностных отношений в семье. В семье наиболее существенными, фундаментальными являются взаимоотношения между супругами. Эмоциональный тон этих отношений психологи изображают в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения, а на втором — отдаленные, холодные и враждебные. 

 Гармоничная полная семья способствует становлению психологической пола и формированию адекватных половых ролей, представлений, усвоению половых ролей и ценностей, стимулирует процесс идентификации ребенка с лицом своего пола, прежде всего — с отцом или матерью. Неблагоприятный эмоционально-психологический климат в семье отрицательно сказывается на половой социализации детей обоих полов, но особенно опасно для гендерных ориентаций мальчиков. 

Гендерная роль как один из наиболее распространенных механизмов детского установления пола в определенном поведении находит свое подкрепление и уточнение в общении и деятельности с родителями. Именно родительские отношения определяют искренность душевных уз, связывающих всю семью в единое сообщество. Именно они обусловливают то, как ребенок чувствует свою защищенность и безопасность, а также свое место в мире. Многими психологами обращается внимание на то, что главным в развитии ребенка является удовлетворение его потребности в ласке. А это может происходить только в благополучной семье, где между родителями есть согласие. 

Положительный эмоциональный тон в отношениях между супругами во многом определяет эффективность процесса социализации, обусловливает нормальное формирование личностных качеств ребенка, в том числе и ее психологического пола. 

Отношения лидерства непосредственно влияют на характер гендерной социализации детей. Оказалось, например, что собственный доминантный контроль отца приводит к негативизации образа «Я» у мальчиков, но он никак не влияет на образ «Я» у девочек. По этому поводу Р. Бернс отмечал, что, возможно, дело не в том, что доминантность отца влияет на Я-концепцию мальчиков, а в том, что доминантность отца перекрывает пути доминирования матери, которое могло бы оказать положительное влияние. Р. Бернс подчеркивал значение родительского тепла и настаивал на презумпции родительской любви. Именно она - родительская любовь представляет собой тот аспект личности каждого из родителей и семейных отношений, к которому можно апеллировать в ходе гендерной социализации детей. 

 Проблема взаимоотношений между супругами в семье сложная и многомерная. Процесс социализации личности, и в частности гендерная социализация ребенка, в значительной степени определяется именно этими отношениями, которые характеризуют общий потенциал семьи. 

На процесс формирования психологического пола ребенка влияют братья и сестры: старший ребенок часто выступает лидером, а девочка, которая имеет старшего брата, чаще развивается по модели "сорванца" и в обществе сверстников может предпочитать компанию мальчиков. На процесс гендерной социализации влияет также и количество детей в семье. Дети подражают своим сверстникам одного с ними пола. Ребенок стремится быть принятым не только родителями, но и своими братьями или сестрами. И это принятие достигается поведением в соответствии с гендерными стандартами. 

В системе взаимоотношений "родители-дети" решающая роль в гендерной социализации ребенка принадлежит эмоциональным отношениям. При доминировании эмоционального тона в семейных отношениях действует механизм фасилитации, т. е. положительного стимулирования воздействия членов семьи друг на друга, что, в свою очередь, положительно отражается на процессе социализации. 

В психологических исследованиях обращается внимание на факторы, способствующие формированию прочных духовных контактов между родителями и детьми, которые оказывают положительное влияние на процесс гендерной социализации. Уделяется особое внимание фактору высокого уровня взаимной информированности родителей и детей, который является одной из важнейших предпосылок их адекватного представления о личностных особенностях друг друга. Имеются в виду знания родителей об успеваемости детей, их интересах, настроении, поведении, вкусах, успешности, друзьях и т. д. В исследованиях была установлена прямая связь между уровнем информированности родителей и успеваемостью, дисциплиной, уровнем развития ребенка. 

В плане анализа системы взаимоотношений «родители-дети» как фактора гендерной социализации представляют интерес психологические механизмы, благодаря которым родители влияют на своих детей: 
а) подкрепление: поощряя поведение, которое родители считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых становится для ребенка привычкой;
б) идентификация: ребенок подражает родителям, стремится стать таким, как они; 
в) понимание: зная внутренний мир ребенка и откликаясь на его потребности, родители тем самым формируют его личностные качества; 
г) ролевая взаимодополняемость: например, если в семье родители не имеют каких-либо качеств, эти качества производятся в ребенка, если этого требуют обстоятельства; в семье, где мать беспомощна, роль хозяйки может взять на себя старшая дочь; 
д) механизм психологического противодействия: ребенок, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, которому все разрешается, может вырасти зависимым. 

Итак, семья как фактор гендерной социализации личности постоянно находится в состоянии внутренней динамики и в различных социальных ситуациях всегда имеет определенную новость и актуальность. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий