22 сентября 2020 г.

Как разговаривать с детьми о вредных привычках


Психиатр, психотерапевт, доктор наук Екатерина Сигитова написала книгу «Как бы тебе объяснить. Находим нужные слова для разговора с детьми» (издательство «Альпина.Дети», 2020). Автор рассматривает сложные темы, на которые родителям желательно хотя бы немного поговорить с детьми: о безопасности, о поведении в интернете, о здоровье и болезнях, о теле, о еде, о наркотиках и зависимостях, о привычках, о разводе и об отсутствующем папе, о различиях и неравенстве, о войнах и насилии. Публикуем отрывок, посвященный разговорам с детьми о вредных привычках:

Как разговаривать с детьми о вредных привычках

Начав писать эту главу, я поняла, что все очень запутанно. В СССР было принято подразумевать под вредными привычками в основном курение, употребление алкоголя и наркотиков. Современная же наука доказала, что основы формирования любой зависимости — вовсе не привычки, а довольно много разных факторов, включая наследственность, факторы окружающей среды, особенности воспитания в семье и много всего прочего. А то, что является именно привычками с психологической и медицинской точки зрения — неважно, вредные они или полезные, — называется в русском языке как угодно, только не так. Так что давайте сначала отделим мух от котлет.

Необходимые вводные

Что такое привычка? Это повторяющееся поведение или действие, позыв к которому очень похож на настоящую потребность, нужду (хотя по факту не является ею). Привычка появляется, когда действие было повторено много раз, при этом было нетрудным и повлекло за собой хотя бы маленькую награду. Как правило, привычка — штука крепкая и стойкая, поэтому может сохраняться месяцами и годами, даже тогда, когда уже не нужна. Стоит отличать привычку от привыкания. Привычка — это поведенческий акт, а привыкание — состояние, при котором старая «доза» (лекарства, эмоций и т.д.) уже не действует так, как должна, поэтому нужно что-то более интенсивное.

Давайте окончательно проясним, что на самом деле является вредными привычками у детей, а что нет, и устраним утаницу в терминах. Курение, употребление наркотиков и алкоголя, а также зависание в интернете, страсть к видеоиграм и азартным играм — это зависимости, в которых, конечно, может спрятаться кусочек привычки. Но привычка никогда не составляет 100% зависимости и не вызывает ее. Например, желание зажечь сигарету или автоматическое движение руки в карман за телефоном — это части привычки. Но сама потребность в курении сигарет и сидении в соцсетях — гораздо более сложная штука, и, даже если убрать из нее все-все привычки, останется много другого. Поэтому разговоры с детьми о курении, наркотиках и алкоголе, а также о других видах зависимостей я буду рассматривать в отдельной главе.

Вот что ошибочно носили к детским вредным привычкам в СССР в прошлые десятилетия, когда наука еще не продвинулась так далеко, как сейчас:

  • вранье, воровство (сейчас считается, что это либо психологический симптом личностных нарушений у ребенка, либо показатель внутрисемейных проблем, либо норма в отдельных случаях, если ребенок так делает не всегда);
  • драки (сейчас считается, что это следствие проблем в семье, в группе сверстников или же последствия социального научения в случае, если ребенок проводит много времени в агрессивной среде);
  • ябедничество (сейчас считается, что это особый вид поведения в группе и либо он нормален для этой конкретной группы и ее законов, либо его практикуют дети, желающие быть на особом положении);
  • ругательства (сейчас считается, что это следствие социального научения либо способ проверять границы — в случае, если происходит не постоянно);
  • грызение ногтей, ручек и карандашей, сосание пальцев, засовывание в рот посторонних предметов (сейчас считается, что это вид невроза, развивающийся из-за стресса, неблагоприятной семейной обстановки или из-за того, что ребенок не вполне благополучно преодолел так называемую оральную фазу развития);
  • выдергивание волос, выдавливание прыщей, расцарапывание себя, самопорезы и другие виды самоповреждений (сейчас считается, что это симптом аутоагрессии и возникает у детей с проблемами во внутрисемейных отношениях, а также у тех, кто пережил психотравмирующие ситуации);
  • мастурбация, онанизм (сейчас считается, что это либо норма — если происходит не слишком часто и ребенок способен усвоить социальные правила на эту тему, либо тревожный сигнал о возможном сексуальном использовании ребенка. Если количество мастурбации резко увеличилось, это может говорить о переживании ребенком сильного стресса, о преждевременном половом созревании и т.д.);
  • ерзание на стуле, невозможность усидеть спокойно и сосредоточиться, отвлекаемость (сейчас считается, что это симптом особого состояния мозга, которое называется «синдром дефицита внимания и гиперактивности» — СДВГ);
  • раскачивание из стороны в сторону, дрыганье ногой, стереотипные движения, постоянное кручение в руках разных предметов (сейчас считается, что это способ стабилизации, характерный для детей и некоторых взрослых с тем же СДВГ, аутизмом и синдромом Аспергера, задержкой психологического развития и т.д.);
  • недержание мочи, энурез (сейчас считается, что это вид невроза, который может развиваться из-за психологических проблем у ребенка, негативных внутрисемейных взаимоотношений, последствий травмы и пр.).
Если у вашего ребенка есть много привычек из этого списка, вероятно, что-то в его жизни идет не так уж хорошо. Возможно, стоит обратиться к детскому или семейному психологу.

Но раз все это НЕ вредные привычки детей, то что же такое настоящие вредные привычки? Ничего ведь и не осталось! Не совсем так.

Вот некоторые из настоящих вредных привычек, которые являются именно привычками, а не неврозами и не сигналом о том, что в семье есть проблемы:

  • включать телевизор (компьютер, телефон, планшет);
  • щелкать суставами пальцев;
  • перебивать;
  • сутулиться или лежать/сидеть в определенной позе;
  • разбрасывать вещи (строго говоря, это скорее отсутствие
  • привычки убирать);
  • ковырять в носу.
Привычек огромное количество, просто большая часть из них совершенно незаметна на первый взгляд. Ч. Дахигг, автор известных книг о привычках, приводит вот какие цифры: почти половина того, что мы делаем, управляется именно привычками, а не чем-то другим. Именно поэтому важно разговаривать с детьми, помогать им понять, как это все работает, — и учить их управлять своей жизнью, чтобы привычки не делали это за них.

Когда говорить?

Согласно исследованиям, первые привычки могут формироваться у детей уже в возрасте 1-2 года, но в этом возрасте ребенок еще не поймет объяснений про их механизм, поэтому лучше начинать с 3-4 лет. Слишком затягивать тоже не стоит. Общее правило такое: поговорить желательно до того, как это начало становиться проблемой.

У детей разного возраста есть определенные особенности, которые неплохо будет учесть при начале беседы.

Дошкольники. Нуждаются в очень конкретных и простых объяснениях, без особенного углубления в науку. Хорошо понимают идею вознаграждения, которое обязательно следует за любой привычкой.

Школьники. Могут понять, что привычка «работает» через определенный механизм в нашем мозге. Испытывают сложности с пониманием длинной временной перспективы, поэтому в качестве примеров лучше использовать привычки с краткосрочным эффектом.

Подростки. Способны заметить, как много в их жизни разных привычек и как сильно они влияют буквально на все. Понимают, что привычки бывают не только физическими. Уже могут выстраивать причинно-следственные связи и видеть возможные долгосрочные эффекты и последствия привычек.

Лучше всего привязать начало разговора про привычки к какой-то ситуации. Если вы заметили, что ваш ребенок делает что-то автоматически, используйте это. Спросите его/ее, почему он/а делает именно так и что получает в результате. То же относится и к героям сказок и фильмов. Можно использовать какую-нибудь свою привычку (лучше, если она будет достаточно простой и безобидной).

О чём говорить?

1. Как устроены привычки

Согласно Чарлзу Дахиггу, у любой привычки есть три компонента: триггер, поведение и награда. Триггер — это конкретное событие, момент, предмет, мысль, человек и пр., на которые мы реагируем всегда одним и тем же способом, как будто ловимся на крючок. Способ реагирования на триггер — это и есть поведение, составляющее основу привычки. А награда — то, ради чего мы это действие вообще повторяем (или когда-то повторяли, если привычка устарела и сейчас это уже не актуально).

Например, мытье рук: триггером тут будет ощущение грязи на руках или полученная мозгом информация о том, что руки побывали в нечистых условиях; способ реагирования — само мытье, а награда — облегчение от ощущения чистоты рук и сознания того, что никаких микробов или грязи на них нет.

Как правило, привычка формируется после многократного повторения в течение определенного времени (об этом см. дальше).

2. Избавление от вредных привычек

Одна из главных идей, которую вам нужно передать детям: если привычка уже сформировалась, от нее очень трудно избавиться. В некоторых случаях — почти невозможно. Поэтому при обнаружении какой-то нежелательной привычки нужно сосредоточиться на том, чтобы изменить ее, а не на том, чтобы ее убрать. Способность к изменению привычек не зависит от возраста и пола, это доступно всем. Для изменения привычки нужно ее хорошо изучить (см. пункт 1 «Как устроены привычки» — найти крючок-триггер и вознаграждение) и заменить промежуточное поведение таким, которое тоже достаточно вознаграждается. Очень важно всегда получать хоть какую-нибудь награду, чтобы мозг начал ее предвкушать еще на этапе триггера, потому что полезная привычка просто не сможет сформироваться, если она не привязана ни к чему хорошему. Так уж устроен наш мозг — и у взрослых, и у детей.

3. Привычки, не похожие на привычки

Есть определенная группа привычек, которые таковыми не выглядят. Например, страх перед зубными врачами у детей может быть связан с реальным плохим опытом лечения зубов. Но если такого опыта уже давно не было или он был всего пару раз, то этот страх может быть просто привычкой.

К сожалению, подобные привычки могут здорово портить нам жизнь, ведь они мешают нашему спокойствию, заставляют плохо реагировать даже тогда, когда никакой причины для этого нет, и в итоге нам становится хуже на ровном месте.

Сложность еще и в том, что почти невозможно узнать, какое именно вознаграждение ребенок может получать от этой привычки. Кажется, что никакого. Но это не так: например, тот же страх перед стоматологами может приводить ребенка в такое состояние, что ему уже не до фактической боли, то есть отвлекать от неприятных ощущений через более сильные ощущения. И если помочь ребенку понять эту цепочку, можно будет пробовать другие виды поведения, которые не так сильно усугубляют ситуацию.

Мифы связанные с привычками

Миф 1. Мои дети — хорошие, у них не может быть вредных привычек! Ведь у нас в семье их нет.

Большинству родителей свойственно думать, что их дети лучше других детей и не могут попасть в плохую ситуацию или приобрести вредную привычку. Но наши дети не всегда ведут себя так, как мы от них ожидаем, как бы ни было трудно это признавать. Пробовать свои собственные жизненные правила, а не следовать ожиданиям родителей во всем — абсолютно нормально для детей, особенно в подростковом возрасте.

Дети — великие экспериментаторы. Они все пытаются изучить и попробовать, и это легко может привести их к привычкам, которые не полезны. Чтобы ребенок избавился от плохой привычки, надо его за это постоянно стыдить (вариант — один раз как следует отругать). В нашей культуре стыд, страх и вина десятилетиями были самыми главными способами воспитания детей. Прямо скажем, многие из нас на собственном примере хорошо знают, к чему это привело.

Стыд, вина и страх, если они используются постоянно, не так уж безопасны для детской психики. Конечно, они могут сформировать мотивацию чего-то не делать, но эта мотивация притащит с собой много других проблем. В целом нейробиологический механизм привычки таков, что эмоции, конечно, могут на него повлиять, но для этого потребуется огромное количество усилий, и негативных эффектов тоже будет предостаточно. Так что проще и лучше идти по пути объяснений и осознавания наград.

Миф 2. Привычка формируется за 21 день без пропусков

Этот миф возник довольно давно, после того как ученый Максвелл Мальтц в своей книге «Психокибернетика» написал, что психике нужен примерно 21 день для адаптации к изменениям. На самом деле количество дней, которое понадобится конкретному человеку для формирования новой привычки, может быть любым. Исследования дают цифру от 18 до 254 дней. Что же касается пропусков, эта идея принадлежит другому автору, Джерри Сайнфилду, который писал, насколько важно «не прерывать цепочку»: если вы пропустили день, начинайте все сначала. Новые исследования опровергли эту схему. Да, повторение поведения важно, но пропуск одного-двух дней в долгосрочной перспективе никак не влияет на формирование привычки. И уж точно нет никакой необходимости наказывать себя за это, начиная цепочку сначала.

Миф 3. Плохие привычки детей — следствие недостаточной силы воли, лени и низкого самоконтроля

Безусловно, волевой компонент в формировании некоторых привычек присутствует. Но он не главный. Поведение большинства людей (и детей тоже) вовсе не управляется исключительно самоконтролем и волей. Очень многое мы делаем вообще неосознанно, без обдумывания и контроля, и большинство привычек лежат именно в этой области. Исследования показывают, что люди с высоким уровнем самоконтроля так же мало обдумывают свои действия, как и все остальные, и процент «правильных», с их точки зрения, привычек у них такой же.

Так что причины плохих привычек скорее в недостаточной осознанности. Это хорошая новость — усилий и времени на изменения потребуется гораздо меньше, чем было бы нужно на тренировку волевых качеств ребенка и развитие самоконтроля."

Источник: https://psy.su/feed/8542/

Комментариев нет:

Отправить комментарий