17 марта 2021 г.

Мне скучно! Дофаминовая завимимость



Наблюдаю картину общения дочери с матерью: 
– "Мама, дай телефон". 
– "НЕ ДАМ! Ты много сегодня играла" – говорит мама, пряча телефон подальше в свою дамскую сумочку. 
– "Мне скучно!!!" – начала истерить девочка. – "Ну, дай телефон! Ты, что не понимаешь, что мне скучно..." - начинает демонстративно плакать ожидая, что получит свое (проработанная схема). 
– "На!... Возьми!!!, – мама раздражённо вытягивает телефон из сумки и отдает ребенку. 
Девочка успокаивается и пропадает на несколько часов. Тишина. 

Сейчас многие родители сталкиваются, что без игры на смартфоне детям становится скучно. И родители спешат спасти ребенка от скуки – давая вновь смартфон. И возможно, избавить себя от детского нытья. У ребенка не формируется переносимость к такому состоянию. Ему сложно придумать игру, развлечь себя, чтобы лишить себя скуки. Ребенок может долго нудиться, но в голову не приходят идеи, что-то создать из бумаги, построить из конструктора самолёт или слепить из пластилина. Даже если кто-то и предложит альтернативу создать игру в НЕ онлайн - это будет скучно. 

Игровая зависимость или интернет-зависимость – ЛЕГКО ФОРМИРУЕТСЯ С РАННЕГО ДЕТСТВА. Мозг ребенка восприимчив и пластичен. В смартфоне картинки быстро меняются, в игре много ступеней сложности и много поощрений, достиг, выиграл и получил удовольствие. 

В интернете много не всегда полезной для ребенка информации. Мозг усиленно питается и съедает все. Чем питается мозг ребенка родители не в состоянии проследить. Часто на это не хватает времени. А потом ребенок, сталкиваясь с жизненными трудностями, все больше и больше хочет оставаться в онлайн. Там хорошо и интересно. Там есть виртуальные друзья (которые никогда не придут в гости), отношения, совместные игры, там хочется жить. И дети живут в искусственном и красочном мире, где ложным способом удовлетворяются их потребности. А с реальностью все становится плохо, общения мало, друзей тоже, учиться не хочется, многое не интересно, в общем вновь "скучно". Мама и папа заняты, и с ними также "скучно". Ничего не хочется. Хочется получить дозу "в руки смартфон". И ради этого ребёнок готов побыстрее убрать в своей комнате, сделать уроки, да что угодно сделать, чтобы только получить от родителя смартфон. В моей практике у подростков были и истерики, и демонстрация суицида, когда ребенка лишали смартфона. 

Причина проста, полученный опыт жизни в онлайн и играх создает определенные изменения в мозге, формируются нейронные связи ГДЕ и КАК можно получить удовольствие. Пластический мозг ребенка, проживая жизнь онлайн, получает большую дозу дофамина, гормона удовольствия. В реальной жизни невозможно получить такую дозу, только лишь принимая наркотики. Когда дети живут в онлайн от 3 до 5 часов, доза становится настолько сильной, что пропадает интерес к жизни, к хобби, к кружкам, к обучению и даже к самому себе. Реальность становится мрачной и серой – и вновь подпитывается желание убежать от реальности. Создается замкнутый цикл. 

Были случае в моей практике, ребенок ждал, когда родители уснут и до утра играл неделями (родители про это даже не знали), пока психика не дала сбой. Уже вмешалась психиатрия. 

Дофамин — это гормон, отвечающий за поощрение от какой-либо деятельности. Организм получает награду в виде дофамина всякий раз, когда ребенок набирает уровень в игре. Гормон дофамин относится к широкому классу под названием "катехоламины", он повышает внимательность, создает хорошее настроение, создает привязанность и, когда его много, приводит часто к переутомлению. Ребенок играя устает. По-настоящему устает. Потом не хватает сил, чтобы делать уроки. 

Ребенок проживая жизнь в соцсетях, в ютуб и в компьютерных играх, пресыщает мозг, находящийся в процессе формирования, дофамином. Это усложняет установление различий хорошего от плохого. Цвета виртуальности становятся насыщенными и яркими. Мозгу становится все тяжелее переключиться на впечатления, приходящие из реального мира. Формируется из ребенка "дофаминовый наркоман". Нужна доза и он ее требует, а родители дают! 

Что происходит с ребенком, который много времени проводит онлайн:

- становится раздражительным и эмоциональным, капризным; 
- агрессивным, когда сталкивается с фрустрацией; 
- появляется бессонница; 
- падает успеваемость (притупляются познавательные интересы); 
-становится рассеянным; 
- слабо развивается воображение (сложно, что-то придумать свое); 
- реальность становится черно-белой, теряется интерес к жизни; 
- становится не интересны кружки и другие увлечения в реальности; 
- не умеет общаться; 
- становится не интересным для других; 
- появляются проблемы со зрением и позвоночником; 
- не умеет преодолевать трудности (быстро сдается); 
- мало двигается; 
- ослабляется иммунитет; 
- формируется сильное "Я виртуально" и слабое "Я реальное"; 
- формируется ЗАВИСИМОСТЬ. 

В здоровом варианте можно получать дофамин небольшими порциями, радуясь жизни, общению с друзьями, наслаждаясь природой, погодой, хобби, путешествиями… И, если вы надумали уменьшить пребывание ребенка в онлайн, тогда вместе создайте ему интересную жизнь в офлайн. Создайте возможность получать дофамин в реальной жизни здоровым способом. И не спешите спасать от скуки. Пусть ребенок побудет в ней и придумает что-то свое, свою реальную игру, пригласит друга, и они поиграют в УНО, в Монополию, порисуют, займутся лепкой. Пусть сам, а не вы для него. 

Очень важно: 

- Компьютерную игру можно давать играть только на 30 мин в день (чтобы не сформировалась зависимость). ОБЬЯСНИТЕ ребенку, ПОЧЕМУ вы ставите ограничения. Важно, чтобы он понимал. 
- 30-40 минут любимого ютуба или мультфильма в день. Не больше (забота про мозг ребенка). Ограничения делаются с уважением к личности ребенка. 
- За час до сна никаких гаджетов (маме с папой также полезно побыть без гаджетов, вдруг увеличится интерес друг к другу). Гаджеты полезно убрать из детской. 
- Золотое время укладывания ребенка спать с 21.00 до 22.00. Сон любит темноту и тишину. (улучшается самочувствие ребенка на следующий день). 
- Усиливать семейные традиции: играть в игры по вечерам с детьми, общаться, совместные ужины без гаджетов, прогулки на велосипеде, приглашать друзей в гости играя в обычные и интересные дворовые и настольные игры. 
- Формировать хобби у ребенка, дать возможность выбрать себе кружки по интересам. (формируется ценность того, что я могу). 
- И ребенку нужно движение! Спорт в помощь! (формируется стрессоустойчивость) 
- Прогулка на улице от 2 до 4 часов день (кислород нужен для питания мозга) 
- Формировать культуру объятий в семье от 8 раз в день (формируется здоровая привязанность к близким) 
- Много приятных слов друг другу (формируется ценность себя) 
- Родителям быть примером свободного человека (дети подражают). 

!!! (Важно! Без крайностей! Не стоит полностью лишать ребенка интернета или игр на телефоне) 

Родитель в процессе воспитания ребенка вынужден делать ограничения. Каждый родитель желает, чтобы ребенок был счастливым, иногда становится невыносимым состояние страдания ребенка, хочется спасти его от "скуки", помочь. Но, если мы по-настоящему любим своих детей и желаем им лучшего, нужно найти в себе силы уменьшить внутри себя напряжение и дискомфорт, который мы ощущаем, когда ставим ограничения. Нам хочется сказать: "ДА" своим детям намного чаще, но иногда сказать: "НЕТ" – это лучшее что мы можем сделать для своего ребенка. Осмысленные ограничения – создают безопасность для вашего ребенка. 

Автор: Наталия Простун

Комментариев нет:

Отправить комментарий