Онлайн-пространство давно перестало быть просто складом информации. Технологии облегчают нам работу и общение, позволяют устанавливать новые контакты, «раскручивать» контент. Постоянно растущее медиапотребление несет в себе определенные риски, особенно для психики детей.
Поднимая вопросы безопасности детей в интернете, часто говорят о том, что разрешать и что запрещать ребенку. Обучая детей медиаграмотности, правилам работы с информацией, родителям необходимо, прежде всего, начать с себя. Но давайте по порядку.
Интернет – это улица. Мир изменился. Это ощущается даже в сети Интернет. Во Всемирной паутине можно найти все для работы, творчества, отдыха. Здесь есть масса контента как для развлечения, так и для развития детей: пазлы, мультфильмы, головоломки, песенки, общение. Дать гаджет в руки чаду для многих родителей эквивалентно покупке тишины и спокойствия. Они знают: следующие 30 минут ребенок будет рядом с планшетом или смартфоном.
Вот только бездумно пускать детей в Сеть без каких-либо ограничений точно не стоит. Можно провести аналогию с улицей. Вначале ребёнок гуляет только под вашим присмотром. Затем, со временем, вы начинаете оставлять его одного. При этом объясняете самые важные правила: с незнакомыми не разговаривать, со двора не уходить, на виду быть и т.д. Никому и в голову не придёт высадить трёхлетнего ребёнка посреди города и ждать, что он сам разберётся, как приехать домой.
Но именно так выглядит ситуация, если дать ребёнку гаджет с «неограниченным» интернетом. Молодое поколение должно делать первые шаги в Сети под вашим руководством. И, если вы думаете, что решили проблему, зная, что есть «детский режим», «белые списки» и прочие защитные средства, не спешите. Прежде, чем ограничивать в интернете ребёнка, давайте ограничим вас.
Как родитель может испортить жизнь детям? Чуть более года назад на Хабре появилась статья «Когда дети понимают, что вся их жизнь уже находится в онлайне», затрагивающая важную современную проблему. Оказалось, что, вырастая, дети с удивлением, а некоторые и с ужасом узнают, что родители годами выкладывали в публичный доступ их фото, личные истории и просто различные аспекты жизни.
Созданием онлайн-личности своих детей занимаются не только мамы-блогеры. Этим занимаются множество среднестатистических родителей. Почти у четверти детей цифровая жизнь сегодня начинается с того, что их родители выкладывают в интернет фотографию с УЗИ, фотографии детей с момента рождения, домашних праздников и поездок.
Как вы думаете, обрадуется подросток, обнаружив в публичном доступе такие фото? Не спешите думать о нейтральной окраске данной реакции. Не забудьте учесть факт, что степень «катастрофы» зависит от возраста. То, что кажется вам не важным, 14-летний подросток может воспринимать как вопрос жизни и смерти. И так же экспрессивно реагировать.
Но даже если вы думаете, что не выкладываете в Сеть «ничего такого» о вашем ребёнке, отдавайте себе отчёт в том, что Сеть всё помнит! Выложив что-либо в интернет (не обязательно в публичный доступ), вы принимаете риск, что больше не можете контролировать эту информацию. Данную фотографию могут «пересохранить», «заскринить» или просто поделиться ссылкой, а сохранит кто-то другой. Где затем всплывёт ваша информация, и всплывёт ли, неизвестно.
Интернет реально стёр ограничения в общении, как в технологическом, так и в экономическом плане. Буквально 30 лет назад наше общение ограничивалось территорией и финансовыми возможностями. Если у вас были деньги, вы могли устанавливать новые контакты, поехать куда-то, позвонить. Существующие ограничения лимитировали не только «позитивные» контакты, но и «негативные». Часто ли вы лет 30 назад встречали в реальном мире троллей, психически нездоровых личностей, шантажистов и прочих злодеев? Интернет дал возможность расширить круг общения не только вам, но и им. И это может стать проблемой.
Самое неприятное, что примеров достаточно, как в «даркнете», так и в «белом» сегменте Сети. Существуют ресурсы, собирающие, как они называют, «легальные» фотографии детей, разбивая снимки по категориям.
Так что же делать? Взвешивайте риски, уважаемые родители, когда решите поделиться с миром очередной личной историей, фотографией и т.д. И тем более – отметить геопозицию домашней фотографии.
Опасности, которые ребёнок находит сам. Настало время поговорить об угрозах и последствиях. Самая плохая мысль, которой вы можете придерживаться, – «это не обо мне». Это не о вас и вашем ребёнке ровно до тех пор, пока это не случится. Но тогда уже может быть поздно.
Пользователи социальных сетей культивируют приукрашенные образы людей. Стоит зайти в Instagram, Facebook или в другие популярные социальные сети, можно убедиться, что на каждом шагу видны успешные путешественники, бизнесмены, бьюти-блогеры и прочие крайне крутые персонажи. Если ребёнку не объяснить правила игры, он будет искренне верить, что на самом деле так и есть.
Помимо успешности в соцсетях красной лентой проходит ещё одна опасная мысль: «Ты легко тоже можешь быть таким». Что сложного снять «крутое» видео, которое хорошо «вирусится»? Проблема в том, что желание «быть популярным» может превратиться в желание «быть популярным любой ценой». А вот это уже вряд ли закончится хорошо.
Буллинг, шантаж, доведение до суицида. Буллинг (оказание физического или психического насилия) – не редкое явление. «Травить» детей могут где угодно и за что угодно. Вообще никакой систематизации здесь нет. Буллинг усугубляется соцсетями и мессенджерами, когда ребёнок не получает паузу для психики, потому что травля из мира реального перетекает в Интернет. Попробуйте сами быть под жёстким прессингом почти всё время. Долго ли выдержите? А теперь представьте, каково может быть ребёнку, который по какой-то причине стесняется или не хочет спросить совета родителей.
Изначально причиной негативных последствий являются неправильно оцененные детьми риски распространения отправленной информации. Не зная, как работают технологии, дети запускают в интернет массу личной информации: фото, переписку, личные данные. Объясняйте детям и помните сами, что наличие в Сети какой-то «чувствительной информации» может использоваться для шантажа, мошенничества и просто травли.
Как защитить ребёнка? Универсального метода нет. Но есть несколько советов, которые работают.
Детские режимы. Начинается всё с них. Это та пора, когда чадо настолько мало, что не имеет собственного личного гаджета. Ребёнку время от времени «перепадает» родительский девайс, на котором включается «детский режим». Это специальная программа, из которой он не может сам выйти. Родитель может настраивать, к каким приложениям у пользователя будет доступ, сколько времени можно играть и т.д.
При правильной настройке со стороны родителей детские режимы довольно эффективны. Но есть нюансы. Если вы просто дадите ребёнку доступ к браузеру, то «детский режим» будет малоэффективен. Если вы предоставите доступ к детским ресурсам, подобные приложения хороши за счёт модерации контента, учитывайте, что цензором является человек, именно он решает, какой контент «пропускать». Там, где есть человек, есть место и человеческим ошибкам. Поэтому на «Детский режим» надейтесь, но совсем без надзора ребенка не оставляйте.
Белые списки, детский интернет. Много компаний продают услугу со словом «детский». Принцип аналогичен белым спискам: можно ходить только на те сайты и запускать только те программы, которые разрешены. Разрешает либо сам родитель, либо «цензор» со стороны компании. Подход вполне рабочий. Ребёнок получает доступ не просто к «белому», а к «самому белому» интернету. Но проблема белых списков точно такая же, как и у детских режимов. Ребёнок может случайно либо намеренно прорваться в «настоящую» Сеть. Способов уйма, и дети освоят их гораздо быстрее, чем вы.
Помните: дети любопытны, и, если им что-то интересно, они это найдут. Если родитель не включил «безопасный поиск», то даже названий сайтов знать не надо. Не находит поисковик – ищем в соцсетях. А можно начать осваивать VPN и proxy. А если ребенок видит, что вы запрещаете этим интересоваться, значит, это точно интересно.
Никакого интернета! Реакция естественная, но тупиковая. С сегодняшним уровнем доступности и проникновения в жизнь технологий уже сложно представить, как можно эффективно «отключить» ребенка от Сети. Компьютеры есть в школе, смартфоны есть у друзей.
Слежка. А вот это работает. Ровно до тех пор, пока вы себя не раскроете, либо сам ребёнок не догадается о контроле. Например, можно посматривать на историю в браузере. Или установить соответствующие программы. Или подарить специальные «детские часы». Рынок предлагает уйму способов на любой вкус. Но готовы ли вы к последствиям? В тот момент, когда слежка вскроется, вы рискуете потерять доверие ребёнка навсегда.
Просвещение и «мягкая сила». Это самый эффективный способ. Он же и самый сложный. Важно соблюдать баланс. Можно запретить ребенку все – и нарваться на активное противодействие. Можно быть максимально открытым, но в определённом возрасте подростку может быть просто неудобно обсуждать эти темы с вами.
И здесь на сцену выходит «мягкая сила». Вы обсуждаете с ребенком «почему можно», «почему нельзя», «чем грозит бесконтрольность». Вы даете ему самому разобраться в вопросах, которые он не хочет обсуждать с вами, используя безопасные программы и ресурсы, рассчитанные на детей.
Родителям о главном! Родители должны знать о психологических опасностях и действиях защиты, доступных каждому человеку, которые необходимо донести детям. Представленные ниже рекомендации можно распечатать в форме памятки и отдать ребенку.
· Не переходи по сомнительным ссылкам. Не загружай файлы из сообщений от неизвестного адресата.
· Не отправляй сообщения с телефона, если этого просит сайт. При сомнениях обратись к родителям.
· Старайся не указывать слишком много личной информации, не пиши нигде точный адрес.
· Сохраняй дистанцию в общении с незнакомыми людьми, не торопись раскрывать всю информацию о себе.
· Будь дружелюбным и уважительным. Не размещай агрессивные и запрещенные материалы (какие именно, обсуждаются с родителями).
· Если что-то напугало или встревожило при работе в интернете – расскажи взрослым, знакомым.
· Сообщи родителям, если кто-то незнакомый хочет лично встретиться с тобой. Если поступают намеки сексуального характера – немедленно прекрати общение и расскажи родителям.
· Будь внимателен и осторожен, если кто-то из интернета делает тебе подарки, старается отлучить от семьи, настраивает против реальных знакомых и хочет стать твоим лучшим другом.
· Напомни родителям об установке антивируса.
· Не сообщай данные карт родителей, паспортов и других документов.
· Помни, что не вся информация в интернете правдивая. Не поленись перепроверить ее с помощью другого поиска, книг или родителей.
· Покупки через интернет обсуждай с родителями.
· Если от какого-то знакомого пришло странное письмо, например, с просьбой одолжить денег, позвони знакомому и уточни информацию. Мошенники иногда взламывают страницы и представляются другими именами.
· Не бывает неожиданных выигрышей, подарков, наследства, особенно в интернете. Не переходи по этим ссылкам. Проконсультируйся с родителями.
· Соблюдай возрастные ограничения.
Информационно-психологическая безопасность детей – защищенность, минимизация информационно-психологического вреда здоровью, духовному, нравственному, физическому и психическому развитию. Для современных детей интернет – источник информации и развлечений, средство обучения. Современная программа обучения требует умений пользоваться компьютером уже с начальных классов. Как обезопасить ребенка?
· На компьютере всегда можно установить функцию родительского контроля (ограничение поиска информации и посещения сайтов). Полезно поговорить с ребенком об особенностях пользования Всемирной сетью.
· Предупредите о возможных опасностях, о том, что нельзя верить розыгрышам и выигрышам. О странной и сомнительной информации нужно спрашивать у родителей и рассказывать о подозрительных сообщениях.
· Интересуйтесь жизнью ребенка в интернете и его друзьями, особенно когда ребенок хочет встретиться с кем-то из сети.
· Будьте современными и мобильными, осведомленными в вопросах интернета и жизнедеятельности ребенка.
· Необходимо оставить идею строгих запретов и наоборот показать положительное отношение к интернету. Нужно культивировать и придавать значение его преимуществам. Сами покажите полезные и интересные сайты.
· Настройте на компьютерах блокировку всплывающих окон (это есть в настройках браузера). Шокирующие материалы в виде рекламы появляются даже на детских и безопасных сайтах.
· Поговорите о культуре в интернете. Объясните, что там нельзя сквернословить, оскорблять кого-то. Обозначьте связь интернета и реальной жизни: одно легко переходит в другое.
· С подростками поговорите на тему полового взросления и сами покажите полезные сайты о здоровье и сексуальности.
· Помните о правиле «все, что однажды попало в интернет, остается там навсегда» и расскажите об этом ребенку.
· Изучите сами сетевой этикет и познакомьте с ним ребенка. Например, крупный шрифт – крик, сообщение без смайла – серьезный разговор (но не для всех).
Очевидно, что нельзя предугадать, какие именно сайты посетит ребенок и какую информацию он там найдет. И конечно, кто-нибудь да нарушит запреты или проигнорирует рекомендации. Соответственно, не считая установки фильтров на компьютеры, вариант один – общаться с ребенком. При доверительных отношениях он сам захочет рассказать о том, с кем общается, какую информацию видел, кто ему писал и так далее.
Задача родителей – учить ребенка анализу, критическому мышлению, избирательному отношению к информации. Обязательно подтверждать это собственным примером. Ограничить от всех опасностей нельзя, нужно развивать информационную культуру, или медиаграмотность. Актуально это как для взрослых, так и для детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий