Чтобы не происходило в стране, какие бы инновации ни внедрялись в систему образования, каждый год первоклассники идут в школу. Это важный момент в жизни маленького человека и всех его родных. Семья готовится к этому событию и готовит к нему ребёнка. Оправдаются ли надежды, будет ли ребёнок успешен в школе, будет ли он счастлив – от чего это зависит?
Наверное, от множества причин – от готовности учиться в школе, от помощи родителей, от личных качеств самого начинающего ученика. И, конечно, от первого, самого начального опыта школьной жизни. Как вводить ребёнка в школьную жизнь?
Как создать условия и выстроить педагогическое общение так, что обучение было успешным?
В связи с ведением ГОС изменились основные цели образования, в них гораздо большее внимание уделяется не знаниям и простым культурным умениям, а универсальным учебным действиям. Надо, чтобы у детей развивались личностные и коммуникативные способности, чтобы они учились не просто запоминать информацию, но и искать её, сравнивать и анализировать, думать и сомневаться. Ученик должен научиться учиться.
Приоритетные ценности образования:
• эмоциональное благополучие (личностные и регулятивные УУД);
• умение учиться (познавательные УУД);
• навыки сотрудничества (коммуникативные УУД).
Что же является наиболее сложным для первоклассников? Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них. Первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках, и необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила стали привычными. (….Я на уроке в первый раз. Теперь я ученица. Вошла учительница в класс. Вставать или садиться?....А.Л.Барто)
Кроме того, первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками.
Чтобы процесс вхождения в школьную жизнь был оптимально сглаженным, педагогу-психологу следуют уделить внимание таким направлениям развивающей работы:
• психологической адаптации к новым условиям;
• помощь ребенку в построении содержательного образа «настоящего школьника»;
• развитие внимание, памяти, мышления, воображения;
• подготовка детей к новым формам взаимодействия с учителем и друг другом в процессе обучения.
Учитель в процессе взаимодействия с детьми на уроке должен учитывать методы обучения, их соответствие психофизиологическим особенностям детей. Перспективными являются такие методы, которые позволяют осуществить полноценный переход от игровой к ведущей учебной деятельности. Ведь ведущая деятельность школьного возраста – учебная деятельность.
Следует уделить внимание профилактике утомляемости первоклассников, так как во время урока предполагается частая смена видов деятельности: работа за партой, работа у доски, передвижение по классу во время урока.
В учебной жизни важно приучить детей к самостоятельности суждений, к умению спорить, отстаивать свои мнения, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Работа в парах и группах для этого необходима. Учащиеся учатся говорить и слушать других, выслушивать другие мнения, приходить к единому решению.
Групповые формы – основа эмоционального благополучия. Одному страшно выйти к доске, а если в компании – нет, сам не знаешь ответа на вопрос, а вместе ответ на вопрос можно найти. Даже самый застенчивый ребенок не заробеет и поймет, что все не так уж и страшно. Позиция педагога, строящего групповую работу, принципиально отлична от позиции учителя, ориентированного исключительно на фронтальные занятия. Он не столько дает в готовом виде правила работы и образцы действий, сколько помогает детям выдвигать и обсуждать предположения, принимать коллективное решение и т.п. В группах создаются условия не только для развития способности ребенка сотрудничать с другими людьми, но и условия становления самостоятельности каждого ученика.
Очень важно отслеживать эмоциональное состояние детей, детей, которые придя в школу хотят учиться, и постараться удержать это состояние как можно дольше. Обучающийся должен научиться учиться. Мы учимся этому умению на протяжении всей жизни. Умение учиться – совершенно уникальная способность человека.
Важная задача, стоящая перед педагогами и специалистами системы сопровождения, - поддерживание и стимулирование учебной мотивации детей.
Успешное введение ребёнка в учебный процесс – огромная работа учителя. Учитель обеспечивает, создает условия для самоизменяющегося ученика, для его перехода в новое состояние, придает процессу самоизменения культурные формы. Он заботится о понимании учеником целей и задач обучения, принятии их учащимися, он изменяет постановку учебной задачи в зависимости от потребностей учащихся. В этом случае можно говорить об общении как об обмене не только знаниями, но и мыслями, чувствами. В такой атмосфере растет и сам учитель, обучение становится развивающим и для самого учителя, он становится «саморазвивающейся системой».
Спасибо за очень чёткое объяснение важной для родителей школьников темы.
ОтветитьУдалить