11 октября 2021 г.

Первичное интервью в работе с родителями

                                   

Метод интервью — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану. 

Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

Целью первичного интервью с детьми является сбор анамнеза. Но в отличии от работы со взрослыми, с детьми не так все просто.
1. Дети не обращаются за помощью самостоятельно.
2. Чаще всего, особенно подростки, вообще не понимают причин обращения к психологу.
3. Без согласия родителей работа с детьми не проводится. 
4. Часто родители стараются перенести всю ответственность за результат на психолога.
5. Иногда родители слишком вовлечены в процесс работы. В случае с подростками не все можно и нужно рассказывать родителям.

Задачи интервью:
1. Оценка расстройства. Диагностика.
2. Выбор необходимой стратегии.
3. Оценка перспектив.

Согласно определению концепции ООН о правах ребенка «ребенком считается каждое человеческое существо до достижения 18 летнего возраста».

Первичное интервью с родителями.
Описание проблемы/жалобы с позиции родителей.

1. Причины обращения к детскому психологу/психотерапевту? Как родители описывают проблему/жалобу?
2. Симптомы, которые беспокоят родителей/ребенка?
3. На сколько долго это происходит?
4. Есть ли причина того, что происходит? Были ли события связанные с появлением симптомов/состояний.
5. Есть ли моменты когда симптом угасает или исчезает полностью? Сколько длились эти периоды?
6. Когда происходит обострение?
7. Как Вы реагируете на симптом/состояние? Как ребенок реагирует?
8. Есть ли у Вас свое объяснение ситуации?
9. Как справлялись?
10. К каким специалистам обращались? Кто направил к психологу? Почему обратились сейчас?

Биографические сведения о ребенке и семейной ситуации.
1. Как проходила беременность и роды? Какие отношения были в семье в этот период? Были ли в этот период значимые события?
2. Как проходило младенчество, детство?
3. Детский сад, школа. Что говорили воспитатели, учителя? Как проходила адаптация, социализация?
4. Значимые события в этот период?
5. Каким был ребенком в саду и школе? Отношения с учителями и одноклассниками? Отношения в коллективе?
6. Есть ли друзья? Сколько? Лучший друг?
7. Успеваемость? По каким предметам лучше хуже? Любимые предметы?
8. Досуг, хобби, кружки? Как проводит свободное время?
9. Есть ли у ребенка домашние обязанности?
10. Были случаи воровства в семье и не только.
11. Друге девиации (убегал из дома, употребление психоактивных веществ).
12. В какой компании общается?
13. Есть ли домашние питомцы, как ребенок к ним относится?

Сведения о семье.
1. Кто принимает участие в воспитании?
2. С кем проживает ребенок?
3. Финансовое положение семьи?
4. Есть ли родственники страдающие психическими расстройствами или заболеваниями, есть ли зависимые?

Дополнительные вопросы.
1. Ожидание родителей от встреч с психологом?
2. Как они видят разрешение ситуации?
3. Будут ли посещать встречи или только ребенок?

В зависимости от результатов первой встречи нужно понять необходимость дополнительной информации.
  • Диагностика познавательных процессов (память, внимание, мышление)
  • Возможно консультация других специалистов детский психиатр, клинический психолог, невролог, дефектолог, логопед
Олег Перепелица, психолог, коуч.




Комментариев нет:

Отправить комментарий