11 октября 2021 г.

Как строить психологическое консультирование? Методические рекомендации


Психологическое консультирование – это процесс оказания психологической помощи посредством специально организованного общения и определенных процедур, с целью актуализации у личности дополнительных возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. 

Консультативная деятельность практического психолога в системе образования направлена на оказание психологической помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса. 

Эффективность данного вида работы во многом зависит от того, насколько психологу удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями (законным представителям) и администрацией учебного заведения в решении образовательных и воспитательных задач. 

Осуществляя психологическое консультирование, психолог берется за решение тех вопросов, которые находятся в диапазоне его профессиональной компетенции, использует принцип конфиденциальности и руководствуется моральными нормами и этическими принципами психологов. 
Эффективность любой психологической консультации, в том числе и в образовательных организациях достигается за счет добровольности, готовности и желания человека к работе с психологом. 
Только в этом случае консультируемый мотивирован к поиску конструктивного решения в сложившихся обстоятельствах, личностным изменениям, формированию новых способностей, выработке значимых для него качеств через четкую постановку запроса к психологу. 

Центральный момент консультации - процесс взаимодействия психолога и консультируемого с установлением между ними доверительных взаимоотношений. Психологу важно создать такие условия, при которых консультируемый становится активной фигурой в консультативном пространстве и испытывает ощущение комфорта от процесса, удовлетворенность результатом. Подобное достигается только тогда, когда психолог принимает, уважает консультируемого и помогает ему увидеть собственные потенциальные возможности. 
Клиент воспринимается психологом как равный, способный принимать решения и брать за них 
ответственность. 

Консультирование обучающихся в системе образования имеет свои особенности. В практике психолога встречаются случаи, когда ребенок изначально испытывает недоверие к психологу, так как предполагает, что он, как и все взрослые, не способен понять его проблемы и принять его таким, какой он есть. В частности это касается тех случаев, когда инициатором консультирования является не сам обучающийся, а педагоги, администрация или родители (законные представители). Учитывая этот фактор психологу важно владеть навыками мотивации, умением расположить к себе и заинтересовать потенциального клиента к совместной работе в формате консультирования. 

В работе с педагогическими работниками следует выделить ряд принципов, на которых основано сотрудничество психолога и педагога в решении его психологических проблем профессионального и личностного характера: 
 равноправное взаимодействие психолога и педагога; 
 формирование у педагога установки на самостоятельное решение проблем, т.е. снятие установки на «готовый рецепт»; 
 принятие участниками консультирования ответственности за принятые решения; 
 распределение профессиональных функций между педагогами и психологом. 

В организации психологического консультирования педагогов психологу чаще всего приходится сталкиваться со следующими моментами:  
 Вопросами разработки и реализации эффективных, с точки зрения психологии, программ обучения и воспитания обучающихся. Это вопросы, в которых психолог делает акцент на возрастных особенностях и кризисах, личностных и групповых факторах, влияющих на эффективность процесса обучения и воспитания обучающихся. 
 Проблемами обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных обучающихся. В данном направлении специалист помогает решать узконаправленные проблемы в тесном сотрудничестве с педагогами и администрацией образовательной организации, создавая наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка и его обучения. 
 Межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: педагог – педагог, педагог - обучающийся, педагог – родитель и др. Психолог помогает снять эмоциональное напряжение у участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем совместно найти приемлемые способы решения проблемы. 

Консультирование педагогов может быть организованно, с одной стороны, по их запросу, с другой – по инициативе психолога, который может предложить педагогу ознакомиться с особенностями ребенка и обсудить наиболее эффективные способы взаимодействия с ним, выработать алгоритм оказания помощи или поддержки. Консультация по запросу педагога наиболее эффективна в формате индивидуальных консультаций. 

Психологическое консультирование родителей (законных представителей), как и в ситуации работы с педагогами, может быть организованно, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказанием помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия, с другой - по инициативе психолога. 

Чаще всего в рамках консультативной работы с родителями психолог осуществляет информирование о проблемах ребенка в образовательной организации, возрастных особенностях психики, свойствах его характера, поведенческих проявлениях и эмоциональных реакциях. Дает рекомендации родителям, повышает уровень их психологической грамотности, при этом, не обесценивая родителей, а подчеркивая их значимый вклад в формирование личности ребенка. Так же целью консультирования может стать психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем ребенка либо в связи с тяжелыми эмоциональными переживаниями и событиями в семье. 

Важно различать то, чего консультируемый человек хочет от жизни, а чего он хочет от консультанта. Тем самым ему важно дать понять, что проблема заключается не в самой ситуации, а в способе ее восприятия им самим. Психологическая проблема является следствием жестко фиксированного взгляда на жизнь. Помочь человеку изменить способ отражения реальности, посмотреть на нее под другим углом, поменять отношение к проблеме - это и есть путь решения психологической проблемы. 

В психологическом консультировании практическому психологу важно понимать отличия запроса клиента от жалобы или проблемы, с которыми он обращается, т.к. дальнейшая работа ведется именно с запросом. Это является базовой опорой для эффективной работы с клиентом. В начале консультационной встречи клиент чаще всего преподносит свою ситуацию в виде жалобы или проблемы, которая пока не является конкретным запросом к работе 

Жалоба – это выражение недовольства чем-то или кем-то, она часто звучит как эмоциональное высказывание, описание того, что беспокоит клиента. Пример жалобы: «Мне страшно выступать на публике, даже говорить среди большого количества людей», или «Этот ребенок неуправляемый, я не могу найти с ним общего языка». То есть жалоба – это то, о чем беспокоится клиент, те неприятные болезненные чувства, которые он переживает и которые привели его к психологу. Жалобу важно выслушать, отнестись к ней с уважением и пониманием. 

Это важная часть работы, для последующего формирования запроса. Проблема – это сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования. В недрах психологической проблемы кроется ущемленная потребность, которую клиент не осознает, но испытывает острое желание в ее реализации. Психолог помогает увидеть истинную неудовлетворенную потребность и выявить скрытые желания консультируемого. В таком случае формулировка проблемы может звучать следующим образом: «Мне необходимо сделать доклад на семинаре, а я боюсь выступать перед публикой» или «Мне сложно находить подход к некоторым ученикам». 

Третий, самый важный элемент для психолога в работе с консультируемым – это запрос. Запрос описывает именно ту помощь, которую хотел бы получить клиент. При правильно сформулированном запросе он может звучать как реалистичная цель, которую хотел бы достичь клиент в результате работы с психологом. Запрос может быть получен благодаря таким вопросам как: «Что бы вы хотели получить в результате нашей работы?» или «Давайте представим, что наша встреча завершилась, как вы поймете, что она была успешна? Что должно произойти?». 

Запрос может звучать следующим образом: «Хочу научиться преодолевать страхи свободно, выступать перед публикой», или «Хочу научиться понимать причины девиантного поведения обучающихся и научиться эффективным способам взаимодействия с ними». Сама формулировка запроса уже несет терапевтический эффект. Ясно сформулированное стремление клиента действовать, научиться, приобрести навыки, уже служит хорошей опорой для последующей работы. 

Запрос может быть сформулирован, начиная со слов: «Хочу разобраться, почему у меня...»; «Скажите мне, как...»; «Что я должна сделать, чтобы...»; «Хочу сделать что-то с собой, чтобы...» и пр. Запрос анализируется и уточняется. Задача психолога - привести запрос в максимально конкретную форму, доступную для решения, или отклонить его ввиду неразрешимости, но предложить в этом случае реалистичную задачу, решение которой могло бы способствовать личностному росту клиента и улучшению его жизни. 

Для повышения эффективности взаимодействия между психологом и консультируемым, понимания обоими участниками проблемной зоны, выхода на запрос клиента, при первичной встрече можно предложить прописать ответы на несколько вопросов, способствующих осознанию целей консультации. Для психолога это является источником информации о клиенте, а консультируемому помогает задуматься и первично осознать цель своего визита через формулировку проблемы и выхода на запрос. Специалистами Донецкого республиканского учебно-методического центра психологической службы системы образования разработана  Карта первичной консультации (образец представлен ИММ). 

В случаях затруднения формирования запроса клиенту можно предложить ответить на следующие вопросы: 
1. Что его не устраивает? 
2. Чего бы он хотел достичь? 
3. В чем он видит помощь психолога? 
Ответив на них, клиент и психолог получают направление и стратегию совместной работы. 

Таким образом, жалоба – это то, что беспокоит клиента, проблема – это указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить или получить, а запрос - это то, чего клиент хочет от работы с консультантом, т.е. конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации. 

В целом, психологическое консультирование – это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий