1 марта 2022 г.

Психолого-педагогическое сопровождение детей и взрослых в ситуации горя и утраты


В связи с боевыми действиями в Республике на протяжении всего военного периода психологи чаще сталкиваются с темой гибели, горя, утраты. Утрата близкого заполняет человека чувством горя. Опустошенному утратой человеку необходимо помочь возродиться и наполнить свой мир смыслом, восстановить душевное равновесие, дать возможность вновь ощутить краски и вкус жизни, вернуть желание жить, а мучительные страдания переплавить в мудрость.

Горе – это не просто одно из чувств, это одно из тех чувств, которое делает человека человеком. Ни одно самое разумное животное не хоронит своих собратьев. Хоронить – значит быть человеком. Но хоронить - это не отбрасывать, а прятать и сохранять. Человеческое горе не деструктивно (забыть, оторвать, отделится), а конструктивно, оно призвано не разбрасывать, а собирать, не уничтожать, а творить – творить память. Е.М.Черепанова «Психологический стресс: Помоги себе и ребенку».

Процесс горевания достаточно сложный, тяжелый и индивидуальный, который включает в себя четыре фазы.

Начальная фаза горя - шок и оцепенение. "Не может быть!" - такова первая реакция на весть о смерти. Оцепенение – наиболее заметная черта этого состояния. Состояние шока и оцепенения может длиться от нескольких секунд до нескольких недель, в среднем – девять дней.

Обычно на этой стадии, как правило, психологу приходится сталкиваться с тем, что человек не проявляет ярких эмоций, ведет привычный образ жизни, вполне активен не чувствует боли, как физической, так и душевной. Возможны лишь утрата аппетита, мышечная слабость, отстраненность, малоподвижность, иногда сменяющаяся минутами суетливой активности. 

При кажущемся внешнем благополучии специалисту необходимо помнить, что оно обманчивое и объективно человек находится в довольно тяжелом состоянии. Одна из опасностей состоит в том, что в любую минуту оно может смениться так называемым острым реактивным состоянием, когда человек вдруг начинает очень эмоционально проявлять свои эмоции, осознавая случившееся.

Психологическая поддержка человека, переживающему горе и находящемуся в фазе шока, заключается в следующем:

Важно быть рядом с пострадавшим, сопровождать его (при необходимости – безмолвно, так как на разговоры и утешения он пока не настроен). При этом не оставлять человека наедине с собой, опасаясь начала острого реактивного состояния.

Нужно вызвать у человека любые сильные чувства, которые выведут его из шока. Возможно гнев, злость или любую другую яркую эмоцию.

Ребёнку в этот период лучше дать возможность не посещать образовательное учреждение, даже если он будет утверждать, что вполне справится. Обеспечивать пострадавшему максимальный тактильный контакт. Это будет способствовать выведению человека из шока, так как при тактильном контакте большинство людей начинают чувствовать себя маленькими, беззащитными, им хочется заплакать, как плакали в детстве. Если же удалось вызвать слезы, значит, человек переходит в следующую фазу.

Фаза страдания и дезорганизации продолжается 6 - 7 недель. В среднем 40 дней. В это время человеку бывает трудно удержать свое внимание во внешнем мире, реальность как бы покрыта прозрачной вуалью, сквозь которую сплошь и рядом пробиваются ощущения присутствия умершего. Такие видения, вплетающиеся в контекст внешних впечатлений, естественно, пугают, принимаясь за признаки надвигающегося безумия.

Сохраняются и первое время могут даже усиливаться различные телесные реакции - затрудненное укороченное дыхание, мышечная слабость, астения, утрата энергии, ощущение тяжести любого действия, чувство пустоты в желудке, стеснение в груди, ком в горле, повышенная чувствительность к запахам, снижение или чрезвычайное усиление аппетита, сексуальные дисфункции, нарушения сна.

Это период наибольших страданий, острой душевной боли. Появляется множество тяжелых, иногда странных и пугающих мыслей и чувств. Это ощущения пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство брошенности, одиночества, злость, вина, страх и тревога, беспомощность. Типичны необыкновенная поглощенность образом умершего и его идеализация, особенно к концу фазы, подчеркивание необычайных достоинств, избегание воспоминаний о его плохих чертах и поступках. Горе накладывает отпечаток и на отношения с окружающими. Здесь может наблюдаться утрата теплоты, раздражительность, желание уединиться. Изменяется повседневная деятельность. Человеку трудно бывает сконцентрироваться на том, что он делает, трудно довести дело до конца, а сложно организованная деятельность может на какое-то время стать и вовсе недоступной. Порой возникает бессознательное отождествление с умершим, проявляющееся в невольном подражании его походке, жестам, мимике.

В эмоциональной сфере, как взрослого, так и ребенка проявляется подавленность, страх. Актуализируется, в частности, страх смерти. Ребенку начинает казаться, что все в жизни хрупко и в любой момент может закончиться, он начинает бояться за жизнь родных. Часто дети, потерявшие близкого, требуют, чтобы мать или отец были с ними все время, сопровождали их повсюду, боятся, что с родителем может что-то случиться и что он сам может умереть. 

Специалисту нужно обратить внимание на то, что особенностью данной фазы является сильные нарушения памяти на текущие события. Это бывает выражено настолько сильно, что ребенок не может учиться в школе. Поэтому очень важно вовремя оказать ребенку необходимую психологическую помощь.

Внешне человек, переживающий горе, сильно меняется. Лицо становится очень выразительным, на нем застывает маска страдания. Походка меняется, человек горбится. Появляется масса проблем со здоровьем. Все время что-то болит. На этой фазе появляется эмоциональная лабильность – очень легко вызываются чувства, в любой момент человек готов заплакать.

Психологу необходимо помнить, что ведущей деятельностью пострадавшего становится работа по переживанию горя, это самый тяжелый период. Психологическая поддержка близкими людьми горюющего на фазе страдания и дезорганизации заключается в следующем:

Обеспечить возможность человеку побыть одному, если он того хочет (в отличие от первой фазы, когда следует постоянно быть рядом с горюющим).

Найти возможность выслушать и поддержать пострадавшего, если у него возникает такая потребность (даже если вы слушаете это все в сотый раз и вам самому тяжело). 

Относиться к горюющему более мягко, снисходительно, терпеливо, с пониманием к его состоянию.

Дать возможность пострадавшему выплакаться. Слезы дают возможность сильнейшей эмоциональной разрядки. Слезные железы устроены таким образом, что слезы способствуют выработке успокоительных веществ. Успокаивать человека (не нужно плакать, не плачь), значит препятствовать возможности завершиться процессу горевания.

В конце этой фазы нужно начать потихоньку приобщать человека к общественно полезной деятельности: отправить в школу или на работу, начать загружать домашней работой. Это очень полезно, так как дает возможность отвлечься от своей основной проблемы. Естественно, режим должен быть щадящим, так как человек все еще ослаблен. 

Постоянно демонстрировать понимание проблемы и состояния горюющего, но при этом относиться к нему как к обычному человеку, а не как к тяжело больному или неполноценному. Это поможет в реадаптации (приспособлении).

В целом фазу острого горя можно считать критической в отношении дальнейшего переживания, а порой она приобретает особое значение и для всего жизненного пути человека. То, как она будет преодолена, определит и стратегию дальнейшей жизни. Если позитивно – то это будет очень важный эмоциональный опыт. Если человек не справится с горем, то навсегда останется в этой фазе (патологическое горе), или же ему может понравиться сочувствие и жалость, которую он вызывает, и из него сформируется профессиональная Жертва.

Фаза остаточных толчков и реорганизация. Эта фаза наступает дней через 40 после события и продолжается примерно год.

На этом этапе жизнь входит в свою колею, восстанавливаются сон, аппетит, повседневная деятельность, умерший перестает быть главным сосредоточением жизни. Переживание горя теперь не ведущая деятельность, оно протекает в виде редких отдельных приступов. Поводом для них чаще всего служат какие-то даты, традиционные события ("Новый год впервые без него", "весна впервые без него", "день рождения"), или события повседневной жизни ("обидели, некому пожаловаться", "на его имя пришло письмо").

Эта фаза длится, как правило, в течение года. За это время происходят практически все обычные жизненные события и в дальнейшем начинают повторяться. Годовщина смерти является последней датой в этом ряду. Может быть, не случайно, поэтому большинство культур и религий отводят на траур один год.

За этот период утрата постепенно входит в жизнь. Человеку приходится решать множество новых задач, и эти практические задачи переплетаются с самим переживанием. На этой фазе человек как бы получает возможность отвлечься от прошлого и обращается к будущему — начинает планировать свою жизнь без умершего.

Поэтому основная психологическая помощь на данном этапе состоит в ориентации человека на будущее, возвращении способности строить всевозможные планы и продолжать жить полноценной жизнью.

Описываемое выше нормальное переживание горя приблизительно через год вступает в свою последнюю фазу.

Фаза завершения. Данная фаза начинается приблизительно через год после утраты и не имеет четких временных границ её окончания, т.к. зависит от многих факторов (личностных особенностей, тяжести утраты, наличие ресурсов по преодолению горя и т.д.). Смысл и задача "работы горя" в этой фазе состоят в том, чтобы образ умершего занял свое постоянное место в жизни горюющего. Признаком этой фазы является то, что человек, вспоминая об умершем, переживает уже не горе, а печаль – совершенно иное чувство. И эта печаль уже останется навсегда в сердце человека, потерявшего близкого.

Психологу в работе с пострадавшим переживающим горе необходимо помнить, что нормальная "работа горя" может стать патологическим процессом, если человек "застревает" на одной из фаз. Как правило - на второй. Это приводит к тяжелейшим последствиям, когда человек обречен бесконечно долго переживать острую фазу горя - самую тяжелую, самую болезненную.

Причинами возникновения патологического горя могут являться: 

1. Конфликты или ссоры с близким человеком перед его смертью.

2. Невыполненные обещания. (Например, сын обещал матери приехать к ней, но откладывал, пока не стало слишком поздно...).

3. Определенные обстоятельства смерти близкого. 

В работе с горюющим ребенком психологам и педагогам образовательных организаций необходимо учитывать особенности проживания утраты детьми разного возраста.

Детское восприятие того, что произошло, также сильно зависит от возраста и психологической зрелости. Более маленькие дети иногда вообще могут не понимать смысла происшедшего. Существуют половые различия в реакциях на то, трагические события. Девочки легче могут говорить о своих мыслях, впечатлениях и реакциях, чем мальчики, что способствует в значительной мере их более быстрому исцелению. Чем меньше ребенок, тем легче у него протекает горе. Чем старше становится человек, тем больше он понимает и тем больше начинает бояться смерти. 

Взаимодействуя с младшим школьником потерявшего кого-либо из близких, педагогам и/или психологам необходимо наблюдать за изменениями в поведении ребенка. В первые недели может появиться тенденция к изоляции, агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность. Педагогам следует относиться к нему с терпением, не заставляйте ребенка делать что-либо вопреки его воли. Выслушать ребенка, если у него возникнет потребность поговорить или задать волнующие его вопросы, при этом взрослым стараться быть максимально честным в ответах. По возможности использовать тактильный контакт, пояснить, что плакать нестыдно, дать возможность выплакаться, если ребенок расплакался. Возможно (если ребенок не возражает) привлечь лучших друзей для поддержки, общения, постараться отвлечь его от переживаний. 

Горюющий подросток отчетливее осознает случившееся и может реагировать эмоциональнее, чем младший школьник. Педагог и/или психолог должен сказать горюющему подростку, что знает о том, что произошло с ним. Это важно, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким. Если ребенок не против, нужно рассказать о трагедии его товарищам. Среди них может быть назначен "помощник", который опекал бы его и был знаком с особенностями возможных поведенческих и эмоциональных проявлений пострадавшего. 

Подросток может погружаться в собственные размышления настолько, что теряет связь с окружающим миром. Если он забыл, о чем вы его спросили, проявите терпение, повторите вопрос, скажите, что вы тоже иногда забываете что-то. Бесполезно говорить подростку, чтобы он больше старался, не впадал в задумчивость. В когнитивной сфере подросток зачастую дезорганизован. Иногда можно предложить подростку представить себе, что он не на уроке, а занимается, например, своим любимым видом спорта. Этот прием не облегчает горя, но помогает ученику заставить себя работать, не отставая от класса. Бывают случаи, когда ребенок использует свое горе в качестве оправдания плохой учебы. Необходимо так же поддерживать контакт с родителями или опекунами ребенка, при этом помнить, что родители тоже нуждаются и в психологической помощи и поддержке.

Сопровождая человека в состоянии утраты, важно учитывать то, что горе - нормальный процесс, а травма - процесс образования синдрома посттравматических нарушений. Поэтому психологическое сопровождение педагогами и психологом должно способствовать смягчению проживания пострадавшим периода горевания, тем самым снижая риск возникновения патологического горя, перерастающего в психологическую травму.

ДРУМЦПС СО Методические рекомендации «Психолого-педагогическое сопровождение  процесса формирования психологической устойчивости в условиях военной ситуации и чрезвычайных событий»

Комментариев нет:

Отправить комментарий