Вопрос о смысле жизни возникает, чаще всего, в трудных жизненных и кризисных ситуациях, в периоды глубочайших потрясений или неоправданности. Утрата смысла жизни приводит к внутренним терзаниям человека, лишает жизненных сил и обесценивает саму жизнь. Смысл зависит от ситуации и от самого человека.
Три основные дороги, которые ведут к обретению смысла:
- Ценности переживания. Переживания несут смысл в нашу жизнь, обогащая ее, наполняя ее всем спектром красок, чувств и эмоций. Человек воспринимает происходящее, пропуская его через себя, постигает его суть и гармонию, обретает духовные силы.
- Творчество. Человек воспринимает свою жизнь осмысленной, когда он творчески и созидательно включается в окружающий мир. Самое большое "произведение", над которым мы постоянно трудимся, – это наша собственная жизнь.
- Личные жизненные установки. Природа, увы, не наградила человека способностью легко справляться с тяжелыми, безвыходными ситуациями. Благодаря личным жизненным установкам, определенной жизненной позиции даже в самых сложных ситуациях может быть найден смысл. Судьба лишает нас внешней свободы, но у нас всегда остается свобода внутренняя.
Быть человеком – значит быть постоянно открытым запросам жизни, а жить – значит давать ответ на эти запросы. Только тогда мы живем, только тогда наша жизнь действительно наполнена смыслом.
Жизнь всегда содержит в себе смысловые возможности. Смысл помогает человеку выжить. В каждой ситуации, в каждом жизненном повороте всегда содержится смысл, какой бы неожиданной и непредсказуемой ни была жизнь. А теперь давайте попробуем глубже разобраться в том, что же означает столь непростое понятие – "смысл", и попытаемся прояснить некоторые связанные с ним заблуждения.
Жить осмысленно – это значит:
1. Говоря простым языком, жить осмысленно означает выполнять стоящую перед тобой задачу. Иногда эта задача состоит в том, чтобы в данный момент просто отдыхать – ничего не делая или слушая музыку, или наслаждаясь вкусной едой. В другой раз задача может заключаться в выполнении определенной работы или оказании помощи человеку, который в ней нуждается. Осмысленно жить означает находить в ситуации все самое ценное и стараться это ценное реализовать. Следовательно, смысл – это всегда то, что мы должны сделать в данный момент.
2. Смысл нельзя навязать, вручить или одолжить. Никто не может диктовать другому, в чем тот должен видеть свой смысл – ни начальник подчиненному, ни родитель ребенку, ни врач пациенту. Смысл нельзя ни дать, ни предписать – его нужно найти, обнаружить, распознать. Смыслом может стать только то, что пропущено человеком через "игольное ушко" личного опыта – прочувствовано и постигнуто с точки зрения его ценности, необходимости и привлекательности.
3. Смысл - это то, что нас завораживает, очаровывает, повергает в изумление и восхищение, что захватывает нас, когда мы, например, смотрим на горы в вечерней заре или изучаем клеточную ткань под микроскопом. Это – ценности переживания красоты мира, переживания прекрасного. Это то, что сейчас нуждается во мне и в моих действиях – та задача, для решения которой именно я сейчас нужен, необходим. Именно я своими действиями способен превратить возможность в реальность. Это – ценности созидания, творческие ценности. Смысл – это всегда то, что привлекает человека и одновременно чего-то требует от него. Благодаря правильному ответу на требование момента в ткань личности вплетается еще одна частичка жизни.
4. Видеть смысл означает постичь целое. Благодаря тому, что мы включаемся в эту взаимосвязь, возникает новое отношение – к ситуации, к делу, к человеку. В данном контексте целесообразно использовать притчи, где раскрывается суть постижения целого.
Например. В далеком средневековье по запыленной улице шел странник. Всякий раз, встречая людей, он останавливался и расспрашивал их, что они делают и зачем. Он задавал эти вопросы, поскольку с недавних пор не знал, как ему жить дальше, чем заниматься и для чего. Устав от раздумий, он покинул свой дом и отправился в путь, чтобы узнать у других людей, как они живут. Так он надеялся постичь, что же он упустил в своей жизни. И вот встретился ему человек, который сидел на обочине и, согнувшись, бил по камню. Странник остановился и долго наблюдал за ним. Так и не поняв сути его занятия, он спросил: "Друг, я уже долго слежу за тем, как ловко ты бьешь по камню. Только вот не уразумею, для чего. Не мог бы ты мне, несведущему в твоем ремесле, поведать, что же ты все-таки делаешь?" Не прекращая своей работы, тот недовольно проворчал в усы: "Ты сам все видишь. Я обтесываю камни".
С мрачными мыслями странник отправился дальше. "Что же это за жизнь такая, – думал он, – все время тесать камни?" Его замешательство становилось только сильнее, и он счел за удачу, когда через некоторое время ему снова попался мужчина, который столь же усердно бил по камню, как и предыдущий.
Странник подошел к нему и спросил: "Друг, зачем ты бьешь по этому камню?" Мужчина, несколько удивившись неожиданному вопросу, после некоторого колебания ответил: "Разве ты не видишь, незнакомец? Я делаю угловые тумбы!" Озадаченный своей невежественностью, странник продолжил путь. В нем росло отчаяние, ибо он никак не мог быть удовлетворен тем, что увидел. Неужели вся жизнь и все счастье состоят в том, чтобы обтесывать камни и делать угловые тумбы?
Погруженный в свои мысли, он чуть было не прошел мимо еще одного человека. Тот тоже сидел на пыльной обочине и бил по камню точно так же, как это делали двое предыдущих. Убедившись, что он, как и другие, просто-напросто бьет по камню, странник подошел к нему и, не в состоянии больше себя сдерживать, произнес: "Слушай, скажи мне, в чем состоит твоя работа? Ты просто обтесываешь камни или же делаешь угловые тумбы?" – "Нет, незнакомец, – ответил тот и стер со лба пот, – разве ты не видишь? Я строю кафедральный собор".
5. Жизнь, наполненная смыслом, и комфорт, общественное признание или благосостояние лежат в разных плоскостях бытия. Смысл выходит за рамки материального, которое, собственно говоря, само по себе не является конечной целью. Благосостояние – ради чего? Ради самого благосостояния? Смысл – это жизненный курс на определенный отрезок времени. Следуя ему, человек выбирает путь в направлении "жизненно ценного", а значит, и к самому себе.
6. Смысл на все времена – его мы не постигнем. Смысл не может оставаться одним и тем же в течение всей нашей жизни, – ведь жизнь изменчива и постоянно ставит нас в новые условия. Как выглядит конкретный смысл? Он всегда предстает перед нами в контексте определенной жизненной ситуации.
Таким образом, смысл меняется с каждым изменением ситуации: один момент сменяет другой – и речь может идти уже о совершенно ином. Жить осмысленно означает проявлять определенную гибкость в восприятии ценностей. Каждый день и каждый час преподносят новый смысл, и каждому человеку уготован свой смысл.
Таким образом, смысл существует для каждого, но для каждого он особенный. Направление главного курса определяется нашим внутренним "органом восприятия", так сказать, внутренним компасом. Чувство того, что является правильным, глубокое сокровенное знание (совесть), дает нам понять – независимо от нашей рациональности и суммы приобретенных знаний, – что мы должны сделать именно в этой ситуации, чтобы увидеть, создать или сохранить то хорошее, что в ней содержится. Так наше индивидуальное чутье прокладывает нам путь к полнокровной жизни
7. Насколько, с одной стороны, сложно бывает понять, как следует правильно поступить в той или иной жизненной ситуации, настолько, с другой стороны, это мало зависит от интеллекта. Смысл нельзя выдумать. Рефлексивное мышление (склонность анализировать свои переживания, поступки, мысли) порой бывает даже препятствием на пути к смыслу, если используется в качестве защитного механизма – то есть для того, чтобы рационализировать и отбросить то, что человек ощущает внутри себя. Все, что является смыслом, полностью овладевает нами, мы чувствуем и ощущаем его еще до того, как он постепенно становится для нас осознанным. В основе осмысленной жизни лежит совершенно определенная ключевая позиция – быть готовым видеть и принимать запросы жизни, позволять жизни себя запрашивать.
Таким образом, ключ к смыслу – в раскрытии человека, в его обращении к жизни. Мы рождаемся в мире, который отнюдь не совершенен, но он всегда предоставляет смысловые возможности. Уклоняться от них означало бы лишиться мира, который нас породил. Воспринимая предоставляемый жизненными ситуациями смысл, действуя в соответствии с ним, мы реализуем свою человеческую сущность.
Смысл жизни - это жить так, чтобы быть лучше. Это главное для человека – быть лучше, чем он есть сейчас. Человек, который идет этим путем, вряд ли будет думать о негативе, потому что никакие обстоятельства его жизни не могут помешать ему. В любой ситуации, при любой потере мы можем делать что-то, чтобы быть лучше. Необходимо понимать, что весь труд жизни имеет смысл тогда, когда он направлен на совершенствование человека.
РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПОИСКА СМЫСЛА
(адаптация С.В.Кривцовой и В.Б.Шумского)
Шаги, которые могут помочь, если смысл ситуации не ясен.
Шаг первый. Рассмотреть ситуацию, чтобы увидеть содержащиеся в ней возможности. (Исходные вопросы.)
- Что представляет собой в настоящий момент моя жизненная ситуация?
- О чем в ней идет речь?
- Что сейчас необходимо?
- Что требуется от меня?
- Что конкретно я могу сделать?
- Какие возможности у меня существуют?
- Есть ли в настоящем моменте что-то прекрасное, неповторимое? (Ценности переживания.)
- Могу ли я создать что-то ценное или повлиять на то, чтобы это возникло: выполнить работу, совершить поступок, создать произведение? (Творческие ценности.
- Каковы мои личные жизненные установки по отношению к тем обстоятельствам, которые невозможно изменить? (Ценности личных жизненных установок.)
Шаг второй. Эмоционально взвесить каждую из возможностей, чтобы почувствовать ее важность для моей жизни. (Вопросы об эмоциональной значимости.)
- Что я чувствую, когда думаю об этой возможности?
- Как я буду себя чувствовать, если я сделаю это?
- Как я буду себя чувствовать, если я не сделаю этого?
- Как я буду себя чувствовать по прошествии некоторого времени (через день, неделю, месяц...), если я сделаю это,
- Как я буду себя чувствовать по прошествии некоторого времени (через день, неделю, месяц...), если я не сделаю этого?
Шаг третий. Выбрать наилучшую для меня в данных обстоятельствах возможность. (Вопросы о свободе.)
- Что по совести было бы правильно сделать в данной ситуации?
- Как я буду относиться к себе, если не сделаю этого? (Кем я буду выглядеть в собственных глазах?)
- Действительно ли это мое собственное решение или меня к нему кто-то или что-то принуждает?
- Добровольно ли я делаю этот выбор? Могу ли я сказать: "Я сам хочу этого"?
Шаг четвертый. Продумать, как лучше всего воплотить мое решение, понять, что изменится в моей жизни (и в мире в целом), если это решение будет воплощено. (Вопросы об ответственности.)
- Что может помешать мне реализовать эту возможность?
- Должен ли я это сделать сейчас?
- Как, с помощью, каких средств, каким способом я могу сделать это наилучшим образом?
- Будет ли этот способ действий соответствовать мне?
- Зачем я, собственно, должен это сделать?
- Ради чего (ради кого) я хочу это сделать?
- Как это повлияет на мою жизнь и жизнь других людей?
ДРУМЦПС СО Методические рекомендации «Формирование психологической устойчивости в условиях военной ситуации и чрезвычайных событий» для специалистов психологических служб.Часть 1.
Комментариев нет:
Отправить комментарий