Воспитание полноценного члена общества начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют важное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. И в подтверждение этому в Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи подчёркивается ведущая роль семьи в вопросах воспитания, как планомерного воздействия на личность, направленного на изменение связей ребёнка с миром, с людьми, формирующего его активную жизненную и гражданскую позицию.
Процесс становление государства, отягощённый нестабильным социально-экономическим положением и периодической активизацией боевых действий, достаточно сложен в плане адаптации и приспособления для взрослой, вполне сформировавшейся личности. Что касается детской, недостаточно устойчивой, и не всегда сформировавшейся психики, то детям приходится намного сложнее. В ряде случаев, неудачно усвоенные сценарии адаптации и неэффективные формы реагирования в изменившихся условиях жизни могут привести к развитию девиантных форм поведения.
Девиантное поведение (лат. deviatio — отклонение) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм и законодательных требований.
Психологический подход в определении девиантного поведения: отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющегося в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесённом общественному благополучию, окружающим и себе.
Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.
Одним из условий повышения эффективности воспитательного воздействия на обучающегося с целью профилактики и предупреждения отклонений в поведении является организация социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего и его с семьи.
Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания.
Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Согласно Закону Донецкой Народной Республики «Об образовании» ст. 41. п. 1. «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами». Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
В соответствии со ст. 155 Семейного Кодекса осуществление родителями своих прав и выполнение обязанностей должно основываться на уважении к правам ребёнка и его человеческого достоинства. Родительские права не могут осуществляться вопреки интересам ребёнка. Отказ родителей от ребёнка является неправомерным, противоречит моральным основам общества. Уклонение родителей от выполнения родительских обязанностей является основанием для возложения на них ответственности, установленной законом.
Согласно Закону Донецкой Народной Республики «Об образовании» ст. 41. п. 2. Республиканские органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные учреждения оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
В связи с вышеизложенным, возникает необходимость на базе каждого образовательной организации укрепить психолого-педагогическое взаимодействие с семьей.
Основная цель такого сотрудничества должна заключаться не только в предотвращении имеющихся поведенческих нарушений у детей, а в содействии повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания, образования и развития детей.
При этом важным является выработка единого взгляда семьи и образовательной организации на сущность процессов воспитания и образования. Подобный подход обеспечивает основу для создания оптимальных условий развития личности ребенка.
Социально-психологическое сопровождение обучающихся с девиантным поведением и их семей. Основные направления профилактики:
- ранняя диагностика детей, требующих особого внимания со стороны специалистов психологической службы и педагогов;
- консультативно-разъяснительная работа с родителями;
- активизация воспитательных усилий среды, работа с контактными группами обучающегося, в том числе и с семьей;
- организация коррекционно-реабилитационной работы в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, специализированных учреждений, служб;
- разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.
Задачи работы с родителями:
- осуществление информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании;
- просвещение и информирование родителей по проблемам отклоняющегося поведения;
- профилактика и коррекция девиантного поведения у детей и подростков;
- осуществление комплексной коррекционной работы с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании.
Профилактика отклоняющегося поведения у несовершеннолетних осуществляется всеми специалистами образовательной организации: администрацией, педагогами, специалистами психологической службы. Но, прежде чем приступить к реализации профилактических мероприятий, необходимо выявить и устранить причины и условия, приведшие к указанным девиациям.
Для специалистов психологической службы это означает проведение ранней диагностики. В случае педагогов-психологов это возможно сделать с помощью методов психодиагностики (в том числе наблюдения, беседы, применения тестовых методик и т.д.). Перечень диагностического инструментария был приведен в приложении №2 к Письму ДРУМЦ ПС СО №01/03-20 от 22.02.2016 г. Согласно рекомендуемому ориентировочному образцу планируемой деятельности педагога-психолога основное исследование обучающихся проводится с использованием «Методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)».
1. Диагностическая работа с родителями:
- экспресс-диагностика состояния социально-педагогической запущенности детей (методика МЭДОС Р.В. Овчаровой);
- выявление уровня отношений «родители-подросток», уровня социализации, усвоение подростком норм, знаний, культуры, системы ценностей (интервьюирование, опрос, анкетирование);
- изучение семейных взаимоотношений, причин, повлекших к девиантному/делинквентному поведению (интервьюирование, опрос, беседа)
- диагностика потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке.
2. Консультирование родителей по вопросам:
- формирование морально-нравственного облика подростка, системы ценностей;
- организация содержательного досуга детей, выбор дополнительной занятости детей с учетом их интересов и предпочтений, контроль свободного времени, соблюдение несовершеннолетними комендантского часа;
- формирование основных жизненных позиций личности ребенка;
- по результатам диагностики детей и выстраиванию маршрута сопровождения обучающегося;
- методы и способы воздействия на ребёнка с отклоняющим поведением;
- развитие мотивации обучения.
3. Тематика просветительской работы с родителями:
- Семейное воспитание. Его значение в профилактике девиантного поведения школьника;
- Образ жизни семьи как фактор девиантного поведения ребенка;
- Обязанности подростка в семье;
- Наиболее частые нарушения поведения у подростков;
- Правовое поведение;
- Свободное время детей. Организация досуга.
Целесообразно проведение тренингов с родителями (законными представителями) по перестройке неэффективных стереотипов поведения и общения с детьми, понятие и принятие позиции друг друга.
Одной из важнейших причин отклонений в психосоциальном развитии ребенка являются неблагополучные семьи (семьи в социально опасном положении), определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию девиантного поведения обучающихся.
К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, неработающие родители, пьющие. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.
На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы. Ребенок, воспитывающийся в такой семье, успевает приобрести довольно сомнительный опыт асоциального поведения, что калечит душу, психологически ломает его. Именно в семье ребенок учится слушать, слышать, понимать и распознавать, что такое хорошо и что такое плохо, приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями.
Главная задача всех участников образовательного процесса – вовремя увидеть появление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации. И начинать такую работу необходимо уже в начальной школе. Причем основное направление работы на данном этапе – это изучение семьи и постоянная работа с родителями.
В начале учебного года классные руководители делают диагностику семей обучающихся своих классов: устанавливают тип или категорию семьи, составляют социальный паспорт семьи, определяют уровни образования и культуры родителей, выясняют, место работы родителей, кто занимается воспитанием ребенка в семье. Изучив контингент семей обучающихся, классный руководитель имеет возможность целенаправленно строить работу по профилактике девиантного поведения.
Переход обучающихся из начальной школы в среднее звено – это один из этапов, провоцирующих девиантное поведение школьников. Поэтому в течение I четверти классными руководителями пятых классов осуществляется наблюдение за поведением обучающихся, знакомство с семьями. В школе осуществляется преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено. Целью такой работы является знакомство классных руководителей с психологическими особенностями, как будущих пятиклассников, так и их семей, обращается внимание на отличительные особенности младших подростков, на характер семейного воспитания и т.д. Совместно с классными руководителями работают школьный медработник, психолог и социальный педагог.
По итогам такой работы организуется заседание школьного психолого-педагогического консилиума (рекомендации по созданию и проведению психолого-педагогического консилиума представлены в Инструктивно-методических материалах по организации деятельности специалистов психологической службы в 2019-2020 уч. году), где рассматриваются вопросы адаптации обучающихся, психологическая обстановка в коллективе, разрабатывается план дальнейших действий в отношении каждого школьника с неудовлетворительными показателями диагностической работы. Это дает возможность устранить причины, вызывающие девиантное поведение, снизить риски школьной неуспеваемости.
Такая же работа педагогами проводится во всех классах, уделяя особенное внимание вновь прибывшим обучающимся, детям, часто пропускающим учебные занятия, детям, воспитывающимся в неполных, малообеспеченных семьях, семьях переселенцев.
В процессе работы специалисты психологической службы совместно с классным руководителем выделяют категории семей с низким воспитательным потенциалом (отсутствуют педагогические навыки, заняты личной жизнью, заработками, безработные, больные, престарелые, ведущие аморальный образ жизни).
Работа по профилактике девиантного поведения среди несовершеннолетних, как показывает опыт, наиболее эффективна, когда каждый специалист и педагог качественно подходит к реализации запланированных мероприятий, в том числе уделяет должное внимание ведению соответствующей документации.
Согласно Приказу от 15.12.2015 г. №905 МОН ДНР «Об утверждении Инструкции об организации и порядке ведения в образовательных организациях учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении» дети с девиантным поведением должны быть поставлены на внутришкольный учет как «обучающиеся, находящиеся в социально опасном положении».
В таком случае специалисты психологической службы совместно с классными руководителями и представителями межведомственных структур (по согласованию) участвуют в составлении Индивидуальной программы реабилитации обучающегося (Форма 3-у).
Кроме того, на несовершеннолетнего, который оказался в социально опасном положении, заполняется Индивидуальная карточка социально-психологического сопровождения обучающегося, состоящего на учете (Форма 4-у).
Более подробные разъяснения относительно ведения документации изложены в Информационно-методических материалах для специалистов психологической службы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних (Письмо МОН ДНР №1094 от 14.03.2017 г.).
Подробные материалы по профилактике суицидального поведения изложены в «Информационно-методические материалы для специалистов психологической службы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» (письмо МОН ДНР от 14.03.2017 г. № 1094).
Работа по профилактике девиантного поведения дает наивысший результат, если является комплексной. Деятельность специалистов психологической службы должна быть направлена на органичное и качественное взаимодействие со всеми заинтересованными лицами (с администрацией и педагогами образовательной организации, сотрудниками СДН и ОДСД, родителями (законными представителями) и пр.). Объединение усилий специалистов в профилактике отклоняющегося поведения видит Министерство образования и науки, которое делает акцент на организации работы Совета профилактики образовательных организаций. Членами указанного Совета, помимо администрации и педагогов, являются как педагог-психолог, так и социальный педагог. Соответственно, в отношении обучающихся, поставленных на внутренний учет, в обязательном порядке должна проводиться комплексная коррекционная работа, предусмотренная Инструкцией.
В данном случае эффективность работы педагогов зависит от умения учитывать особенности каждой отдельно взятой семьи: стиль воспитания родителей, особенности взаимодействия с ребенком. Чтобы помочь таким семьям и детям, в каждом конкретном случае привлекаются соответствующие компетентные специалисты межведомственных областей: работники социальных служб и правоохранительных органов.
Каждый ребенок, за исключением отдельных случаев, до достижения им зрелости находится в сфере влияния семьи и школы. Сама по себе школа не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества, но хорошо поставленная воспитательная работа, система социально-психологического сопровождения может дать импульс для раскрытия духовности обучающегося и изменить его развитие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий